Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 282 
Next page End  

Для современной зарубежной психотерапии характерны взаимное проникновение и дополнение
различных психотерапевтических подходов, что находит свое отражение в трудностях
дифференцированной оценки их эффективности. Это дает основания такому известному
психотерапевту, как J. Frank (1977), заявить, что выбор метода психотерапии должен быть подчинен
личному стилю психотерапевта. Было бы идеальным, если бы последний, владея всеми методами
психотерапии, мог выбирать наиболее подходящий из них для того или иного пациента. Другая
особенность развития зарубежной психотерапии состоит в более широком, чем раньше, использовании
методов воспитания и изменения отношений. В этой связи W. Spiel (1976) разграничивает понятия
«психотерапия» и «воспитание». Если психотерапия в узком смысле слова заключается в возвращении
больному «внутреннего равновесия психического аппарата», то процесс воспитания направлен на
«облагораживание» и создание предпосылок для целенаправленного развития личности.
Сравнивая достижения зарубежной и отечественной психотерапии неврозов у детей, следует
отметить приоритет отечественных исследований в ряде областей психотерапии, прежде всего в
гипнотерапии и групповой (коллективной) психотерапии. Раньше сформулированы и принципы
медико-педагогической работы с семьей. В целом в отечественных исследованиях преобладает медико-
педагогический аспект, в то время как в зарубежных исследованиях большее внимание уделяется
собственно психотерапевтическим методам. Многое из достигнутого в отечественной психотерапии
было утеряно в середине 30-х годов, когда односторонне понимаемый физиологический подход к
проблеме неврозов и их лечения задержал развитие психологического аспекта проблемы. Положение
начинает исправляться в 70-х годах. Введение номенклатурной должности детского психотерапевта и
обучения по этой специальности ускорит развитие детской психотерапии и осуществление эффективных
мер по психопрофилактике неврозов у детей и взрослых.
Наш опыт психотерапии формировался с начала 60-х годов. Некоторые из самостоятельно
разработанных нами методик психотерапии имеют аналоги в зарубежном опыте. Это относится к
семейной психотерапии, использованию игры и группы в качестве терапевтического инструмента,
приемам поведенческой терапии. Сущность нашего подхода не в применении тех или иных отдельных
методик, а в использовании их как единого психотерапевтического комплекса, основанного на
принципах отечественной патогенетической психотерапии В. Н. Мясищева и его школы. Вместе с тем
психотерапия у детей — не копия психотерапии взрослых, а самостоятельный, клинически очерченный
метод лечения неврозов.
Психотерапию в качестве основного метода лечения неврозов можно определить как процесс
направленного психологического (психического) воздействия врача на больного с целью
восстановления нарушенных психических функций, их укрепления и развития. В этом смысле она
последовательно выступает как единый процесс лечебных и педагогических мероприятий, не
допускающий замены лечебного аспекта педагогическим, что чревато опасностью применения
воспитательных мер там, где требуется устранение болезненных проявлений.
Психотерапия — это не только процесс воздействия врача на больного, но и процесс
взаимодействия между ними, динамический, двусторонний характер которого очевиден в личностно
ориентированной психотерапии. Этот процесс включает социально-психологические механизмы
общения, и в первую очередь механизмы межличностного контакта.
Если объединить отмеченные стороны психотерапии, то она будет выглядеть как личностно
ориентированный процесс взаимодействия врача и больного, направленный на восстановление и
укрепление психического единства личности больного и достижение у него приемлемого уровня
социально-психологической адаптации. Здесь важно соблюдение баланса между индивидуально-
личностными и социальными требованиями, т. е. между требованиями больного и требованиями
реальности. В начале психотерапии врач большей частью исходит из требований и надежд больного как
человека, помогая ему найти себя, исследовать свои возможности и утвердиться в них. При
продолжении психотерапии врач в большей степени ориентируется на социально значимые
требования, корригируя отношения, перестраивая жизненную позицию и черты характера, воспитывая
положительные, социально приемлемые личностные качества.
Психотерапия условно подразделяется на семейную, индивидуальную и групповую, что
составляет единый патогенетический комплекс, последовательность в котором определяется
Hosted by uCoz