Navigation bar
  Print document Start Previous page
 209 of 282 
Next page End  

Исключительное значение в психотерапии имеют искусство убеждать, говорить ясным и
понятным больному языком, уверенность в своих силах при критическом осмысливании опыта, как и
гибкая тактика психотерапевтического взаимодействия, сочетающаяся со способностью психотерапевта
разряжать и стабилизировать эмоциональные реакции пациента. Тонус врача, его жизнерадостный,
оптимистический настрой, противостоящий пессимизму и скептицизму больного, искренность и
непосредственность в обращении, поощрение активности пациента в лечении также существенны в
психотерапии.
В известных пределах врач не препятствует выражению агрессивных фантазий и мыслей
пациента, он принимает его таким, какой он есть, предоставляя возможность для эмоционального
отреагирования внутренних напряжений, с тем чтобы направить их в более приемлемое русло и развить
способности самоконтроля.
В большинстве случаев врач выступает для больного как объект подражания и авторитета. Нужно
умело пользоваться этим, не создавая у пациента зависимости от себя и не подрывая авторитета
родителей. Психотерапевт должен быть душевно теплым, добрым и отзывчивым, чтобы понимать
слабость больного, но достаточно сильным, чтобы быть способным переносить и устранять их.
Находясь с больным в ситуации межличностного контакта, полностью доверяя ему и веря в его
человеческие качества, врач способствует укреплению у больного доверия к себе, к своим возможностям
и способностям. Тем самым врач повышает у него чувство личностной ценности, соразмеряя его с
требованиями окружающей действительности.
Психотерапевт исходит из концепции принципиальной обратимости невротических расстройств
и стремится при прочих равных условиях применить те методики психотерапии, которые в большей
степени находят отклик у пациента. Оптимальным вариантом является достижение
психотерапевтического резонанса, когда используемые методики соответствуют предварительным
ожиданиям больного в отношении способа его лечения. Тогда психотерапевтическое воздействие
находит у него наиболее активный положительный эмоциональный отклик. В свою очередь,
своевременный и даже в чем-то опережающий эмоциональный отклик врача на нужды и запросы
пациента, на его способ реагирования в процессе психотерапии является моделью человеческой
отзывчивости и способствует формированию у больных подобных ответных эмоциональных реакций.
Проникаясь чувствами и мыслями больного, врач-психотерапевт нередко переживает ситуацию лечения
в большей степени, чем сам больной, одновременно управляя процессом лечения и отношениями в нем.
Необходимость помнить об индивидуальном своеобразии каждого больного, его динамике в
процессе психотерапии создает у врача психическое напряжение, не говоря уже о значительной трате
его нервной энергии. Поэтому он может удерживать в профессиональной памяти опыт работы только с
ограниченным контингентом больных. Здесь трудно назвать конкретные цифры ввиду их
вариативности в зависимости от индивидуальных особенностей психотерапевтов. На наш взгляд,
можно эффективно вести одновременно не больше 10— 12 больных в процессе индивидуальной
психотерапии, столько же при групповой и гипносуггестивной психотерапии, т. е. в итоге не больше
30—40 больных. Значительно большее число их может быть при катамнестическом наблюдении и
поддерживающем лечении.
Осложняют психотерапию такие проявления личности врача, как неискренность, игра, апломб,
недоверчивость, предвзятость, тревожность и конфликтность, которые могут серьезно подорвать
психотерапевтическую коммуникацию с больным. Неискренность воспринимается больным как «маска»,
напоминает о психотравмирующем опыте отношений и вызывает недоверие к словам и действиям
врача. У дошкольников к этому присоединяется беспокойство, если врач нарочито подчеркнуто
обращается с ними, как с детьми. Подобное отношение непроизвольно ассоциируется с хитрыми и
коварными образами сказок и увеличивает, а не уменьшает тревожность в кабинете врача. У подростков
осложняют психотерапевтический контакт излишняя фамильярность врача, навязывание мнения и
отсутствие обсуждений волнующих вопросов. Хорошо поставленный голос врача без нарочитого
усиления или приглушенности и тем более без оттенков раздражения и угрозы, в меру выразительная
мимика, пластика движений и вся манера поведения оказывают воздействие на больного через
индукционный механизм подражания, оживляя его мимику, повышая тонус и развивая способности
самовыражения.
Hosted by uCoz