Navigation bar
  Print document Start Previous page
 237 of 282 
Next page End  

тенденцией к независимости и протестными реакциями Колобок совершает более дальний «побег».
Диагностическая функция игры заключается в раскрытии переживаний больного, особенностей
его характера и отношений. Игра как естественный эксперимент выявляет некоторые скрытые
симптомы и тенденции, защитные установки, конфликты и способы их разрешения.
Терапевтическая функция спонтанной игры состоит в предоставлении больному возможности
для эмоционального и моторного самовыражения, осознания и отреагирования напряжений, страхов и
фантазий. Посредством направленной игры укрепляются и тренируются психические процессы,
повышается фрустрационная толерантность и создаются более приемлемые формы психического
реагирования. Игровая терапия с ее жизнерадостным, оптимистическим настроем активизирует
жизненные силы детей, повышает их тонус.
Перестройка отношений больных, коррекция неблагоприятных черт характера, наряду с
расширением жизненного кругозора и диапазона общения, формированием навыков адаптивного
взаимодействия, позволяют говорить об обучающей функции игровой терапии. Игра также способствует
развитию многих психических функций, в том числе сенсорных и моторных компонентов поведения.
При игре соблюдается ряд правил, способствующих лучшей организации психотерапевтического
процесса: 1) игра используется как средство диагностики, терапии и обучения; 2) выбор игровых тем
отражает их значимость для врача и интерес для больного; 3) руководство игрой строится так, чтобы
способствовать развитию самостоятельности и инициативы детей; 4) спонтанные и направляемые
врачом игры представляют две взаимодополняющие фазы единого игрового процесса, в котором
главное — возможность импровизации; 5) соотношение спонтанных и направленных компонентов
игры зависит не столько от возраста детей, сколько от клинических и личностных особенностей. При
острых невротических реакциях преобладает спонтанный компонент игры, при невротических
развитиях делается акцент на направленном восстановлении нарушенных отношений. Невротические
состояния требуют индивидуально подбираемой композиции игры; 6) игра не комментируется врачом;
7) направленное воздействие на больного осуществляется посредством характера воспроизводимых им
и врачом персонажей и психотерапевтически моделируемой игровой ситуации.
Рассмотрим построение игрового сеанса. Игра понимается как желательный, но не обязательный
вид деятельности. Вначале ребенку предоставляется возможность для самостоятельной деятельности в
кабинете врача или в специальной игровой комнате. В последнем случае она вначале может
проводиться вместе с одним из родителей, особенно у дошкольников. Затем некоторое время ребенок
играет один или в присутствии «занятого своим делом» врача. При затруднениях с началом игры врач
предлагает другую деятельность, например рисование, или знакомит больных с игрушками и
постепенно вовлекает их в игру. В дальнейшем дети действуют самостоятельно. Не является
обязательным и условие непрерывности игры. Она может быть прекращена по собственной инициативе
больного, но он должен дать этому объяснение. Обычно прекращение игры связано с потерей к ней
интереса или боязнью некоторых ситуаций. Отсутствие вмешательства врача не означает, что он не
оказывает влияния. Ребенок видит врача, «занятого своим делом», но не может предсказать его
поведение. Возникающая ситуация неопределенности, недосказанности и неизвестности создает
определенное психологическое напряжение, которое ребенок должен преодолеть и выполнить
поставленную перед ним задачу — действовать самостоятельно. По мере того как он начинает играть
сам, у него проходит чувство настороженности и скованности. Увлекаясь, дети начинают все смелее
выражать свои эмоции, бурно жестикулировать, говорить и т. д. Обычно эмоциональное оживление
больше выражено у детей строгих, ограничивающих родителей. Отреагирование эмоций — не
единственный терапевтический механизм спонтанных игр. Имеет значение и возможность выразить
себя в безопасной игровой ситуации, где ребенок находится в согласии с самим собой и своими
чувствами. Принятие врачом его чувств и отсутствие осуждения действуют успокаивающе, развивают
доверие к себе и способность к принятию решения. Взаимопонимание с врачом представляет для
ребенка желаемую модель общения, улучшает его самочувствие и восприятие себя, выполняя, таким
образом, положительную регулирующую роль в системе его ценностных ориентации.
Некоторые дети, особенно дошкольники, сопровождают спонтанную игру репликами игровых
персонажей, что еще больше способствует ослаблению эмоционального напряжения. Незаметное
(невключенное) наблюдение врача за поведением и репликами игровых персонажей дает ценную
Hosted by uCoz