Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 282 
Next page End  

окружающими и, прежде всего, — с детьми.
Обращает внимание и подъем 1-й шкалы у матерей неадаптированных мальчиков (р<0,001). Это
указывает на большое количество жалоб, хроническое чувство усталости и недомогания, тревожно-
мнительную фиксацию болезненных ощущений. Подобный настрой неблагоприятно отражается на
выздоровлении детей, поскольку матери продолжают считать их больными даже тогда, когда
практически они здоровы.
У матерей неадаптированных девочек достоверно более выражены 6-я и 7-я шкалы. Посредством
механизма ролевой идентификации с матерью дочь усваивает такие особенности ее поведения, как
нетерпимость к чужому мнению, чрезмерную настойчивость в осуществлении своих желаний,
подозрительность и настороженность в контактах, склонность к предвзятым оценкам и категоричным
суждениям (6-я шкала). Эти особенности характера матери сочетаются с неуверенностью и тревожной
мнительностью (7-я шкала), создавая внутренне противоречивый облик ее личности. Непроизвольное
усвоение детьми рассмотренных черт характера родителей осложняет отношения со сверстниками и
затрудняет адаптацию в детском саду.
Упрямство
Упрямство
— «камень преткновения» в отношениях с детьми, «столбовая дорога», ведущая к
невротизации детей уже в первые годы жизни.
Наиболее часто упрямство возникает в возрасте от 1,5 до 2,5—3 лет (до 3 лет у более стеничных
детей). Психологической основой происхождения упрямства будет формирующееся чувство «я»,
подчеркнуто звучащее в 2 года. Ребенок стремится все делать сам и протестует против помощи и
ограничений его возможностей. Развитие самостоятельности и активности, умения владеть собой
представляет волевой аспект формирования «я», максимально выраженный в 2 года. К этому возрасту
ребенок упрям с точки зрения родителей, поскольку проявляет заметную настойчивость в
осуществлении своих желаний и его нелегко переубедить. Известна педантичность детей этого возраста,
стремление к порядку, определенному расположению вещей, месту за столом, времени укладывания.
Упрямство здесь связано с изменением жизненного стереотипа, которое вызывает чувство беспокойства
или протест, расстройство настроения и капризность. Постоянство окружающей среды для ребенка, как
и определенная последовательность (ритуал) его действий, создаст чувство безопасности, изначальной
уверенности в себе, являясь необходимой предпосылкой для формирования целостного чувства «я».
Физиологическая сторона упрямства, по нашим наблюдениям, связана с начальным этапом
повышения активности левого полушария, сопровождаемого осознанием чувства «я» и развитием речи,
наиболее активно представленных (как и само упрямство) в 1,5—2,5 года. Нарастание активности
левого полушария происходит в условиях социально детерминированного перехода от спонтанного,
недостаточно контролируемого сознанием поведения и непосредственного (наивного) выражения
чувств (феномен правополушарной активности) к осознанному усвоению предписаний и запретов,
сдерживанию выражения эмоций, т. е. к тому, что обозначается как социализация или рационализация
чувств.
Процесс социализации у детей, заболевающих неврозами, сопровождается со стороны родителей
чрезмерно ранними и категоричными требованиями опрятности, правильно сформулированной речи,
подчеркнутым стремлением все организовать, упорядочить, регламентировать. В большей степени это
присуще родителям с гиперсоциальной направленностью личности, дети у которых наиболее упрямы с
их точки зрения. Преждевременная вербально-информативная нагрузка на еще недостаточно
функционально развитое левое полушарие приводит к его быстрому утомлению и компенсаторно-
реактивному сохранению односторонне эмотивного (преимущественно правополушарного) типа
поведения. Клинически это проявляется возрастающей аффективностью (обидчивостью, недовольством,
капризностью и истериками, расцениваемыми как упрямство) в ответ на продолжающиеся избыточные
требования взрослых. Это случаи, когда ребенок «не слышит», т. е. перестает реагировать на слова в
качестве левополушарных раздражителей, дает неадекватно сильную или слабую реакцию в ответ на
обращения взрослых или поступает вопреки их требованиям. Нетрудно увидеть в этом аналог фазовых
Hosted by uCoz