Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 282 
Next page End  

естественный, физиологический, а не патологический характер.
Отсутствие различий во внушаемости у мальчиков и девочек подчеркивает ее универсальный
характер, как одной из форм адаптивного личностного взаимодействия с окружающей социальной
средой.
Больше всего внушаемых выявлено в 8—10 лет (пик в 10 лет). Это обусловлено переломным
этапом в развитии самосознания, когда, по данным проведенного нами опроса, в 8—10 лет большее
значение начинает приобретать сочетание собственного мнения с мнением других о себе, чем, как это
было раньше, каждого из этих мнений в отдельности. Поскольку человек как личность не может значить
для себя без значимости его для других, то это увеличивает его восприимчивость к согласованным
оценкам во взаимодействии с другими (в том числе экспериментатором), одним из выражений которой
и является внушаемость. После 10 лет внушаемость имеет тенденцию к постепенному уменьшению в
результате появления все большей критичности и самоконтроля, т. е. личностно детерминированного
процесса условного принятия задаваемой извне информации.
Внушаемость у мальчиков в большей степени, чем у девочек, воспроизводит потребность
признания себя среди других с целью достижения личностно приемлемого социального статуса. У
девочек большое значение имеет ее эмоционально-личностный аспект. У них «магическая»
настроенность (вера в необычные, сверхъестественные явления) существенным образом (р<0,05) влияет
на внушаемость.
У мальчиков и у девочек чувствительность к внушающему воздействию в области слухового
анализатора достоверно ниже (р<0,001), чем в области обоняния и осязания.
Внушаемость у дошкольников достоверно уменьшается (р<0,001) при упрямстве — ригидной
ориентации на свою точку зрения. Она не зависит от уровня школьной успеваемости, степени
социально-психологической адаптации, выраженности воображения и категоричности высказываний.
Внушаемость при неврозах изучена у 132 детей и подростков. Усредненная по всем пробам
внушаемость при неврозах в 8—9 лет отмечена в 66% случаев, в норме — 70%. В 11 — 12 лет она
несколько выше (72%), чем в норме (57%). По такой часто употребляемой пробе, как внушение
несуществующего запаха, различия отсутствуют полностью. В области осязания и слуха внушаемость
несколько выше при неврозах, чем в норме, особенно в 11 — 12 лет. Таким образом, доказано, что
внушаемость при неврозах или не отличается от нормы, или незначительно выше ее.
Внушаемость различается при разных клинических формах невроза. Наименее она выражена при
истерическом неврозе вследствие эгоцентрической фиксации. В большей степени внушаемость
проявляется при неврастении и достоверно выше по сравнению с истерическим неврозом при неврозе
навязчивых состояний и неврозе страха.
Кроме перечисленных проб, мы используем и ряд других. Так, у школьников для определения
внушаемости применяется процедура неврологического обследования. В позе Ромберга больному
указывается, что его потянет вперед. Происходящий при этом непроизвольный наклон говорит о
внушаемости. Данная проба наиболее выражена при неврозе страха (82%) и обсессивном неврозе (75%),
менее — при неврастении (51%) и при истерическом неврозе (42%). Игровая методика «кегли» также
применяется для определения внушаемости в плане восприятия больным эмоций врача, его движений,
специальных промахов и общего темпа игры. В этом случае уровень эмоциональной вовлекаемости
(заражаемости эмоциями) выше при неврастении, ниже при истерическом неврозе, неврозе страха и
особенно при обсессивном неврозе. В игре «кегли» отчетливо выявляется такая характеристика, как
ригидность, определяемая по предпочтению однажды выбранного расположения кеглей, несмотря на
различные и более целесообразные варианты их расстановки врачом. В наибольшей степени
ригидность проявляется при неврозе страха, что еще раз подчеркивает выраженный при этом неврозе
страх изменения «я» как отражения страха всего нового и неизвестного, включая процедуру
эксперимента.
Различные стороны внушаемости суммируются в баллах в шкале внушаемости. Ее полная оценка
становится возможной только после изучения анамнеза жизни, данных опроса родителей, поведения
ребенка на приеме и приведенных выше проб. Вместе с тем мы видим, что внушаемость существенным
образом зависит от характера используемых для ее определения проб.
Техника проведения внушения и его разновидности описаны нами ранее (Гарбузов В. И., Захаров
Hosted by uCoz