Navigation bar
  Print document Start Previous page
 249 of 282 
Next page End  

представлении пациента, и даже не о более выраженном биополе у некоторых гипнотерапевтов.
Главными являются вера самого врача в возможности гипнотерапии, профессиональное умение и
соответствие его поведения образу, созданному воображением больного, его надежде и вере в
излечение. Оставаясь в пределах «условной реальности», гипнотерапевт не должен чрезмерно развивать
или устранять эти представления, так как они являются необходимой предпосылкой успешности
лечения.
Недоверие и отрицательное отношение к гипнозу нередко говорит о паранойяльных и тревожно-
мнительных чертах характера самого больного, его родителей и некоторых специалистов. Иногда
родители требуют использования только гипнотерапии, которая ожидается как «чудо», способное
мгновенно вылечить ребенка и изменить его характер в угодную для них сторону. Нередко за подобным
отношением скрываются стремление избежать ответственности за возникновение заболевания у
ребенка, авторитарность или невротическое состояние. Если врач идет навстречу требованиям
родителей, то встречает негативное отношение ребенка, для которого гипнотерапия в этом случае
является эквивалентом родительского наказания. Родители же считают отсутствие результатов лечения
следствием недостаточной квалификации врача, на которого перекладывают ответственность за
создавшееся положение и свои нерешенные проблемы. В этих условиях врач оказывается для семьи в
роли «козла отпущения». Подобный завышенный уровень притязаний родителей необходимо
корригировать заранее, подчеркнув, что гипнотерапия — это прежде всего средство укрепления
организма, повышения тонуса и защитных сил, создающее необходимые предпосылки для
выздоровления. Не даются обещания вылечить больного к определенному дню и сеансу, так как у него
может развиться страх не оправдать ожиданий и требований врача, что само по себе способно
нейтрализовать эффект гипнотерапии. Указывается на возможность проведения при необходимости еще
нескольких менее продолжительных курсов гипнотерапии, которые позволят не только закрепить
достигнутые результаты, но и развить их, использовав возросшие потенции организма. Практика
показывает, что родители, которые требуют гипноза для своих детей, часто нуждаются в нем сами,
поэтому им оказывается необходимая медикаментозная и психотерапевтическая помощь, включая
параллельный курс гипнотерапии.
Некоторые дети и взрослые боятся гипноза, который представляется как нечто способное
изменить их личность, трансформировать «я». В более широком плане это говорит о страхе
гетеровлияния, принуждения, психологического заражения, имеющего в своей основе невротический
страх изменения «я». Отсюда следует и страх глубокого гипноза со сноподобным изменением сознания.
Данный страх выражается в боязни заснуть и не проснуться, в чем отражается не только страх смерти,
но и страх потерять во сне «я», свою самостоятельность и свободу, т. е. проснуться и быть другим, не
таким, каким бы хотелось быть. Как правило, лица, боящиеся гипноза, плохо засыпают вечером,
опасаясь кошмарных сновидений, в которых они бессильны перед лицом надвигающейся опасности.
Всем этим объясняются иногда встречающиеся трудности вхождения в гипнотическое состояние, но
именно благодаря этим трудностям удается уменьшить страх изменения «я», поскольку
десенсибилизирующим значением обладает неоднократно воспроизводимый «гипнотический опыт»
пациента, выступающий как модель нового, но принципиально обратимого и, главное, лечебного
состояния.
Осложняет гипнотерапию беспокойство больного, особенно если оно проявляется страхами
отделения от матери, одиночества и темноты. Подобные страхи корригируются до гипнотерапии. Кроме
того, сами сеансы, проводимые без матери и в затемненном помещении, выступают в качестве средства,
ослабляющего страх. Препятствуют гипнотерапии заторможенность больного, отсутствие веры в себя и
пессимизм. Эти нежелательные явления должны быть устранены в процессе предварительной
индивидуальной психотерапии. То же относится и к снятию остроты психомоторной возбудимости и
гиперактивности, так как в противном случае вынужденное ограничение движений во время сеанса
создает напряжение и препятствует усвоению внушения. У подростков возможно сопротивление
лечению или пассивность, если гипнотерапия применяется слишком рано, заменяя общение с врачом и
обсуждение проблем.
Гипнотерапия неэффективна не только при выраженном страхе гипноза, но и при
протопатической тревоге, агрессивности, невротических, и патохарактерологических развитиях. Она
Hosted by uCoz