Navigation bar
  Print document Start Previous page
 26 of 282 
Next page End  

стороны матери и конфликте с девочками — у отцов.
Использован ряд личностных опросников с целью поиска различий между родителями,
считающими детей упрямыми и не упрямыми. При изложении данных приводятся достоверные
различия, определяемые по критерию Стьюдента.
Личностный опросник Айзенка (обследовано 140 матерей и 114 отцов) и цветовой тест Люшера
(120 матерей и 101 отец) не обнаруживают значимых различий в указанных группах родителей, т. е. эти
методики не дифференцируют изучаемую сторону семейных отношений.
Личностный опросник Кеттела применялся в двух формах: «С» и «А» одновременно (у 155
матерей и 96 отцов). По опроснику «С» различия отсутствуют. По опроснику «А» матери, оценивающие
мальчиков как упрямых, обладают более выраженными доминантными (властными) чертами характера
(фактор «Е»). Вместе с тем у них снижен эмоциональный тонус, повышено беспокойство и чувство вины
(тревожно-депримированный фон настроения — фактор «О»). Они напряжены, раздражительны и
нетерпеливы, испытывают много субъективно неразрешимых эмоциональных проблем (фрустрированы
— фактор «Q
4
»). Матери, оценивающие девочек как упрямых [в дальнейшем вместо мать (отец),
оценивающая детей как упрямых, пишется мать (отец) упрямых детей, - прим.], робки, застенчивы,
чувствительны к угрозе, сдержанны в общении, индивидуалистичны, испытывают чувство
неполноценности (низкие оценки по фактору «Н»).
У отцов упрямых мальчиков различий нет, поскольку чаще всего оцениваются, как упрямые,
девочки. В последнем случае наиболее выделяющейся характеристикой будет отсутствие озабоченности
за последствия своих поступков, их прогнозирования, как и желания искать и анализировать мотивы
поведения у взаимодействующих с отцами лиц (фактор «F»).
По тесту интеллекта Векслера WAIS (24 матери и 24 отца) найдена отрицательная
корреляция между выраженностью IQ (коэффициента умственного развития) у отцов и оценкой детей
как упрямых, т. е. в последнем случае отцы обладают относительно более низкими показателями
интеллектуального развития.
По данным личностного опросника MMPI (121 мать и 105 отцов), у матерей, оценивающих детей
как упрямых, низкий самоконтроль, импульсивность и конфликтность, трудности во взаимоотношениях
с окружающими (4-я шкала). Одновременно они недостаточно уверены в себе, в правильности своих
действий, тревожно-мнительно застревают на трудностях взаимоотношений, загружены
переживаниями и озабочены вопросами морали, обнаруживая повышенное внимание к проявлениям
авторитета (7-я шкала). Им не хватает эмоциональной отзывчивости, теплоты и искренности в
отношениях (8-я шкала). Матери упрямых девочек обладают и такими личностными характеристиками,
как нетерпимость и ригидность мышления, подозрительность, склонность к образованию сверхценных
идей (6-я шкала). В этом случае мать убеждена в наличии трудного, несговорчивого, «вредного» и
«неисправимого» характера дочери. У этих же матерей ограничена сфера общения, и их контакты носят
подчеркнуто избирательный характер (0 шкала). Проблемы в установлении контактов присущи также
отцам упрямых девочек. Различия у матерей, по отобранным нами дополнительным шкалам MMPI,
имеются только в семьях девочек. Определяя их как упрямых, матери тревожны, зависимы, личностно
изменчивы (непостоянны), плохо приспосабливаются к действительности, причем подобные различия,
кроме последнего, представлены на высоком уровне значимости (р<0,001).
У отцов упрямых детей высокие показатели контроля, силы «я» и лидерства. Отцы мальчиков
обладают к тому же большей независимостью суждений. Для отцов девочек характерны личностная
изменчивость (при выраженном внешнем контроле и силе «я») и меньшая доминантность (при
лидировании в сфере межличностных отношений вне семьи).
Личность родителей (110 матерей и 95 отцов), оценивающих детей как упрямых и не упрямых,
исследовалась также с помощью методики фрустрации Розенцвейга. У матерей упрямых детей
достоверно более выражено сочетание препятственно-доминантного типа реакций (ОД) и
экстрапунитивной их направленности (Е'). Это означает, что матери при оценке детей как упрямых
склонны подчеркивать наличие препятствий в ситуации конфликта, застревать на нем, вместо
конструктивного разрешения трудностей в общении с детьми. Отцы при оценке детей как упрямых
обнаруживают достоверно более частое сочетание препятственно-доминантного типа реакций (ОД) и
их импунитивной направленности (М'). Эти отцы не замечают минусы фрустрирующей ситуации, не
Hosted by uCoz