Navigation bar
  Print document Start Previous page
 264 of 282 
Next page End  

искусственных условиях приема лекарств или больницы», «Более свободно ведет себя на занятиях,
доброжелательно настроена к детям», «Пропала внутренняя скованность, Маша безудержно счастлива»,
«Воспитательница в детском саду сказала, что дочь стала очень озорной и боевой, играет с мальчишками
в войну, много балуется», «Если раньше могла играть только вдвоем, то сейчас стала играть сразу с
несколькими ребятами», «Ведет себя более раскованно. Раньше не ходила гулять одна, а теперь
понемногу гуляет около дома, играет с детьми. Раньше боялась к ним подходить и поэтому гулять всегда
ходила с кем-нибудь из взрослых», «В отличие от прошлого, сейчас уходит в школу одна и не допускает,
чтобы ее провожали», «Стал более общительным, прошли замкнутость, угрюмость, временами просто
веселый, легче играет и сходится с ребятами», «Теперь я приглашаю к дочери других ребят для игры, и
это ей очень нравится, как она говорит — дни пошли нескучные».
Остановимся на особенностях формирования отношений в группе при спонтанных играх и играх
на темы, предложенные детьми. Эти игры представляют естественный вид их деятельности, выявляя
положительные и отрицательные черты характера, особенности взаимоотношений и реагирования в
необычных условиях. Постепенно в группе возникают отношения, все более близкие к реальной жизни
ее участников. Взаимное восприятие и оценка становятся более критичными, появляются эмоционально
обособленные подгруппы, происходит дифференциация группы на лидеров, принятых, изолированных
и отвергнутых. Эти статусные различия диагностируются посредством социометрии —
индивидуального опроса о предпочтительном или нежелательном выборе других участников группы
для совместной игры в поликлинике и дома. Социометрия на данном этапе групповой динамики часто
указывает на совпадение положения детей в группе и в реальных условиях, в том числе в детском саду и
школе.
Нарастающий процесс статусной дифференциации группы не всегда протекает безболезненно
для ее участников. Возможны как временные напряжения между отдельными детьми вследствие борьбы
за доминирующее положение, так и конфликтные отношения, особенно в играх, отражающих
жизненные ситуации. Тогда группа вовлекается в состояние стресса, являющегося аналогом нарушенных
жизненных отношений и исходной невротизации участников игры. В результате стресса возможно
закрепление статусных различий. Для принятых членов группы — это позитивная тенденция, для
изолированных и отвергнутых — отрицательная. В этом случае есть опасность того, что динамика
группы станет инертной и ригидной, зафиксируются патологические стереотипы поведения, и все это
вместе взятое явится препятствием для формирования в ней коллективных отношений. Необходимо
вовремя заметить данные нежелательные явления, что, однако, не означает незамедлительного
вмешательства врача и применения жесткого регламентирования, которое может подорвать активность
группы и стимулы к дальнейшей перестройке отношений у ее участников. К тому же они не успевают
пережить и должным образом осознать ситуацию стресса. Поэтому группа через обсуждения
постепенно подводится к пониманию причин межличностной напряженности посредством аналогии с
травмирующим жизненным опытом, но не даются указания в отношении способов снятия группового
стресса. Последнее достигается в процессе продолжающейся совместной игры, когда врач корригирует
отношения в группе «изнутри» как участник игры и затем поочередно с детьми руководит группой. В
роли участника игры врач обладает такими же возможностями воздействия на группу, как и группа по
отношению к нему. Но он может, импровизируя в пределах заданной роли, отражать в косвенном виде
нежелательные черты поведения у одних детей и подчеркивать положительные черты других, что
служит действенным средством изменения их отношений. После этого вводится правило об участии в
игре всех детей, которое поддерживается личным примером врача, взаимодействующего со всеми
членами группы, особенно с изолированными в отвергнутыми. Следующим правилом является
поочередность выдвижения игровых тем всеми участниками группы, включая врача. Последовательное
руководство группой предотвращает узурпирование ее лидерами игровой инициативы, повышает
активность и чувство принадлежности к группе у остальных детей. Когда руководство переходит к
врачу, он стремится чаще назначать на главные роли изолированных и отвергнутых членов группы,
подчеркивая положительные черты их характера. Подобным распределением ролей врач улучшает
социально-психологическую структуру группы, что подтверждается данными повторной социометрии,
показывающей отсутствие пренебрегаемых и изолированных членов группы, т. е. повышение
терпимости к ним. В то же время лидеры продолжают удерживать свой статус, но не противопоставляя
Hosted by uCoz