Navigation bar
  Print document Start Previous page
 268 of 282 
Next page End  

Во второй фазе —
дифференциации группы —
оформляются статусные различия, симпатии и
антипатии детей. В данной фазе возможно появление другого критического периода, обусловленного
отражением в группе конфликтных позиций детей и жизни.
В третьей фазе — интеграции группы отмечаются стабилизация ее структуры, сплочение детей
и развитие коллективных отношений.
Процесс групповой динамики находится в тесной связи с тактикой руководства группой. В
начале групповой психотерапии врач организует детей на выполнение поставленных перед ними задач
и содействует их эмоциональному объединению. Затем в группе развивается спонтанная активность и
врач переходит на положение одного из ее участников. В этой позиции он вместе с детьми разрешает
конфликтные ситуации, способствуя изнутри интеграции группы на коллективном уровне отношений.
Коллективная организация группы позволяет осуществлять руководство ею совместно с детьми, что
является наилучшим стимулом для перестройки их отношений.
Совместная групповая психотерапия детей и родителей применяется в случаях хронического
течения неврозов у детей, сочетающихся с трудноразрешимым семейным конфликтом и ригидными
взглядами родителей на воспитание. Попытки присоединить взрослых без специальной подготовки к
групповой психотерапии нецелесообразны, так как они непроизвольно вмешиваются в занятия,
ограничивая активность детей и навязывая им свою точку зрения. Этим исключаются искренность и
сплочение участников группы. К тому же они сами вначале выступают против совместных занятий.
Поэтому необходима предварительная медико-педагогическая работа с группой родителей, которая
проводится непосредственно перед началом и параллельно групповой психотерапии детей.
На еженедельные занятия приглашаются, по возможности, мать и отец. Цикл из 10 занятий в
виде лекций и дискуссий рассчитан в среднем на 2,5 мес. В лекциях освещаются вопросы воспитания,
семейных отношений, происхождения неврозов и их профилактики. На некоторых занятиях
обсуждаются истории заболевания детей, отражающие актуальные для присутствующих проблемы
семейных отношений. Затем проводится дискуссия, в процессе которой вырабатывается общая точка
зрения, помогающая родителям найти дополнительные возможности для решения своих затруднений с
детьми. Постепенное возникновение в группе коллективных ориентации оказывает положительное
влияние на семейные отношения у ее участников.
Коллективный характер отношений в группах детей и родителей позволяет создать единую по
целям и задачам группу, руководство которой последовательно осуществляется врачом, детьми и
родителями. При руководстве родителями можно наглядно убедиться в постепенном его изменении в
сторону большей гибкости и последовательности. Этому способствует пример взаимоотношений врача
и детей.
Тематика совместных игр отражает вымышленные и реальные истории. С подростками сразу
разыгрываются реальные ситуации. У дошкольников и младших школьников вначале проигрываются
сказки, что содействует объединению групп. Постепенно тематика игр все в большей степени
ориентируется на школьные и семейные ситуации. Обычно эти темы связаны между собой одним
игровым сценарием, в разработке которого участвует вся группа. У школьников занятия начинаются в
игровом классе. Урок поочередно ведут «строгий» и «мягкий» учитель. Приходит «директор», который
интересуется дисциплиной. Среди учеников есть «двоечники», «отличники», «забияки», «ябеды»,
«плаксы», роли которых исполняют дети, взрослые и врач, учителей все играют поочередно.
Существенно и то, что дети в роли учителей могут делать замечания родителям, изображающим
учеников, и воспроизводить тем самым многие из актуальных проблем семейных отношений. На
«педсовете» «учителя» сообщают о поведении и успехах «учеников» и принимают необходимые меры.
Проводится «родительское собрание», на котором нередко разгорается спор о том, кто виноват — школа
или семья — в плохом поведении ученика. На первых «родительских собраниях» дети играют роли
своих родителей, в то время как последние — роли родителей других детей. Если собрание ведет
подчеркнуто строгий и властный «учитель» (обычно один из детей), то большинство присутствующих
возмущаются его излишне строгим и несправедливым отношением, неспособностью найти
индивидуальный подход к некоторым ученикам. Все это является наглядным уроком для участвующих в
игре родителей. Одна из девочек в роли учительницы, защищаясь, сделала замечание другой девочке,
изображающей мать, что она больше заботится о коте, чем о ребенке, что соответствовало истине, так
Hosted by uCoz