Navigation bar
  Print document Start Previous page
 272 of 282 
Next page End  

заболевания, но и перестройка в необходимую сторону отношений, черт характера и достижение
приемлемого уровня социально-психологической адаптации.
По данным повторного, более отдаленного катамнеза, часть больных в состоянии существенного
улучшения переходила в группу практически здоровых лиц, поскольку в процессе психотерапии для
этого были заложены все необходимые предпосылки и нужно было лишь время, чтобы окрепшие с
возрастом силы организма позволили полностью реализовать ее эффект. В отношении выздоровления
нет значимых различий по полу и диагнозу, что является следствием прежде всего личностной
направленности психотерапии.
Рецидивы установлены у 27,5% мальчиков и 15% девочек, как правило, у детей соматически и
церебрально-органически ослабленных и имеющих характерологически измененных родителей. Они
купировались менее продолжительным курсом психотерапии.
Сравнение эффективности лечения 99 детей, заболевших под воздействием длительно
действующей (82%) и шоковой (18%) психической травмы, показало, что в последнем случае
успешность психотерапии несколько выше ввиду преобладающего аффективного, а не
характерологического уровня невротических расстройств.
Сопоставление действенности различных методик психотерапии неправомерно, так как их
выбор продиктован разными задачами и, кроме того, они редко применяются изолированно. При
условном сравнении наибольший процент существенных сдвигов в состоянии больного наблюдается от
психотерапевтического использования рисования (90%), но только в пределах возраста 4—8 лет, затем
от гипнотерапии (81%), внушения наяву (72%) и игровой терапии (63%).
Соматическая отягощенность (44,5%) в большей степени осложняет проведение психотерапии у
мальчиков, чем у девочек. Резидуальная церебрально-органическая недостаточность (25%) более
отрицательно отражается на результатах лечения девочек. То же относится к влиянию перегрузки
(специализированные школы, большое количество кружков). У мальчиков и девочек
характерологические изменения статистически достоверно ухудшают эффект психотерапии (t=2,5;
p<0,05).
Неполная семья ослабляет эффект психотерапии только у девочек вследствие аффективно-
настороженного отношения к врачу-мужчине, непроизвольно ассоциируемому с ушедшим из семьи
отцом. В полных семьях достижению прочных психотерапевтических результатов препятствует
конфликт между родителями.
Требует рассмотрения и вопрос о тактике окончания лечения. Его резкое прекращение даже при
полном эффекте нередко вселяет в больного чувство тревоги, а в случае рецидива — и пессимизм. Более
целесообразен постепенный переход с активного на поддерживающий курс лечения, интенсивность
которого уменьшается по мере возрастания жизненного тонуса и возможностей саморегуляции. Обычно
после активного курса психотерапии дети в течение 2—3 мес. назначаются на прием 2 раза в месяц,
затем в течение 2—3 мес. — раз в месяц. В дальнейшем частота посещений определяется самими детьми
и их родителями, которые могут позвонить врачу вне зависимости от срока окончания лечения.
Заключение
Неврозы в детском возрасте являются клинико-психологическим выражением проблем семьи в
трех поколениях: прародителей, родителей и детей. В этих поколениях происходят относительное
уменьшение выраженности характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в
прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе и психогенных по
своему происхождению изменений личности. Центром перекреста характерологических и
невротических изменений в семье являются родители детей с неврозами.
Изменения личности у родителей предшествуют развитию невроза у детей, способствуя
возникновению конфликтных отношений в семье и неблагоприятно отражаясь на их воспитании. В
связи с этим выделяются эгоцентризм, затрудняющий принятие ребенка и его индивидуальности и
эмпатический контакт с ним в дальнейшем; тревожность, лежащая в основе гиперопеки; внутренняя
конфликтность, осложняющая отношения в семье; а также излишняя принципиальность, ведущая к
Hosted by uCoz