Navigation bar
  Print document Start Previous page
 275 of 282 
Next page End  

единства личности посредством нормализации межличностных отношений. Обучающей моделью
адаптивного взаимодействия служит сама психотерапевтическая группа, состоящая вначале из
сверстников, а затем из сверстников и взрослых.
В рассматриваемом значении психотерапия означает не возврат к прошлому, а свободу от его
посягательств на настоящее и будущее снятием зафиксированных в прошлом опыте страхов и тревог,
уверенность в себе и одновременно в своей способности соответствовать другим, быть среди них. В
этом плане особое значение приобретает коррекция недоверия родителей к детям (в процессе семейной
психотерапии), недоверия детей к себе (в процессе индивидуальной психотерапии), недоверия к
другим, выражаемого страхом изменения «я» в процессе групповой психотерапии, что приводит к
разрешению личностной проблемы «быть собой среди других».
Таким образом, семейная, индивидуальная и групповая психотерапия представляет стадии
единого, системно понимаемого психотерапевтического процесса, направленного на восстановление и
укрепление психического единства личности посредством нормализации отношений в семье (семейная
психотерапия), разрешения внутреннего конфликта (индивидуальная психотерапия) и налаживания
отношений со сверстниками (групповая психотерапия). Итогом психотерапевтического процесса
является нормализация психического функционирования и актуализация возможностей личностного
развития в социальном контексте отношений.
Без оказания соответствующей психотерапевтической помощи психогенные нарушения в
формировании личности детей становятся устойчивыми, эгоцентрически заостренными и
тормозимыми чертами характера, что способствует появлению у них в дальнейшем под влиянием тех
или иных жизненных трудностей аффективно неразрешимых проблем общения и понимания других
людей, которые, в свою очередь, могут оказывать неблагоприятное воздействие на взаимопонимание в
браке и воспитание детей. Разорвать этот замкнутый круг можно только широким комплексом
социальных, медико-педагогических, психопрофилактических и психотерапевтических мероприятий,
включая дальнейшее развитие специализированной Службы семьи и организацию направленной
психотерапевтической помощи детям и подросткам.
Литература
Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., 1968.
Асатиани Н. М. Психотерапия невроза навязчивых состояний. В кн.: Руководство по
психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. — М., 1974, с. 189-197.
Балинский И. М. Лекции по психиатрии. Л., 1958.
Бассин Ф. В., Рожнов В. Е., Рожнова М. А. Психическая травма. В кн.: Руководство по
психотерапии/Под ред. В. Е. Рожнова. — Ташкент, 1979, с. 24—43.
Бехтерев В. М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. СПб 1909.
Бехтерев В. М. Внушение и воспитание. СПб., 1912.
Блей Е. А. Психогении в раннем детском возрасте. Журн. невропатол. и психиатр., 1940, в. 12,
с. 56—61.
Бодалев А. А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.
Булахова Л. А., Уманская Н. М., Кузнецов В. Н. Роль психогенных факторов и резидуально-
органической церебральной недостаточности в возникновении заикания. — В кн.: 4-й симпозиум
детских психиатров социалистических стран. — М., 1976, с. 21—26.
Бурно М. Е. Внушение и самовнушение. В кн.: Руководство по психотерапии/Под ред. В. Е.
Рожнова. — М., 1974, с. 84—90.
Буянов М. И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и
подросткам. — В кн.: Материалы 3-й Всеросс. конф. по неврологии и психиатрии детского возраста. —
М., 1971, с. 189-191.
Буянов М. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков (суггестивные и тренировочные
методики). — М., 1976.
Буянов М. И. Клиника и лечение энуреза в детском возрасте. Методические рекомендации. М.,
Hosted by uCoz