Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 282 
Next page End  

Подчеркивается, что преневротические характерологические радикалы формируются под воздействием
неправильного воспитания на основе того или иного типа темперамента (Гарбузов В. И. и др., 1977).
Наиболее распространено мнение о наличии у детей до заболевания неврозом определенных
особенностей, не играющих ведущей роли в их происхождении, но участвующих в патогенезе в качестве
одной из предпосылок или патопластического фактора (Мясищев В. Н., 1934; Симеон Т. П., 1958;
Сухарева Г. Е. и Юсевич Л. С., 1965; Захаров А. И., 1971). Вместе с тем невроз может возникнуть под
влиянием психотравмирующих условий жизни у детей, не отличающихся какими-либо особенностями
от сверстников (Мясищев В. Н., 1960; Adler A., 1928).
Более восприимчивы к психической травматизации дети впечатлительные, легковозбудимые,
пугливые (Сухарева Г. Е., Юсевич Л. С., 1965). У них развито чувство «я» (Adler A., 1928), свойственна
интровертированность (Осипова Е. А., 1932). Интровертированность, склонность к фиксации на
неприятных переживаниях, «сложность» психики являются предпосылками для развития невроза, в то
время как примитивная, малодифференцированная психика, отсутствие глубины переживаний,
невысокий интеллект представляют условия, исключающие возможность сложных
гиперкомпенсаторных невротических образований (Бернштейн Г. И., Брайнина М. Я., 1933).
Подчеркивается сочетание повышенной восприимчивости, чувствительности и неуверенности в себе с
чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов (Александровская Э. М.,
1986). Выделяется перевес субъективного и аффективного над объективным и логическим, а также
аффективной инертности над аффективной пластичностью, создающий вязкие доминанты болезненных
переживаний. Это не исключает повышенной принципиальности лиц, заболевающих неврозами, для
которых характерна к тому же избирательная чувствительность к некоторым сторонам жизни,
вытекающая из истории развития. Предрасполагающим к невротической декомпенсации в характере
будет все то, что обостряет чувствительность, создает противоречия, прежде всего конфликты на
личной почве, и затрудняет их продуктивное преодоление (Мясищев В. Н., 1965).
Для обозначения преморбидных особенностей наиболее целесообразен термин «своеобразие»,
оттеняющий особенности темперамента, характера и формирующейся личности. Своеобразие
отличается от патогномоничных для психопатии акцентуаций характера. Чем больше степень
предшествующих неврозу изменений характера, тем менее он специфичен в нозологическом единстве.
Преморбидное своеобразие детей складывается из факторов следующего порядка:
эмоциональность. Проявляется в виде повышенной восприимчивости к радостям и печалям,
настроению окружающих лиц, склонности к переживаниям. Это создает чувствительность ко всякого
рода проблемам отношений, будь то ранняя разлука с матерью, недостаток внимания, любви и заботы,
излишне принципиальное отношение взрослых или неприятие сверстников;
непосредственность. Эти дети наивны и бесхитростны, им чужды ложь и лицемерие, игра и
фальшь, двойственность чувств и желаний. Если они плачут, то это слезы искреннего огорчения: если
радуются, то это неподдельная радость; если сердятся, то это гнев, а не наигранное возмущение. Будучи
достаточно внушаемыми по возрасту, они не конформны, т. е. не склонны говорить и поступать
противоположно своим мыслям и желаниям;
впечатлительность —
как проявление эмоциональной памяти способствует
запечатлеваемости и фиксации многих, в том числе неприятных событий, когда ребенок долго помнит
обиду, оскорбление, страх, возвращается мыслями к пережитому и не способен легко, как большинство
сверстников, отвлечься и переключиться на новые цели;
импрессивность — склонность к внутренней переработке, накоплению отрицательных чувств
(переживаний). Родители говорят о таких детях: «все переживания держит в себе», «не склонен делиться
своими огорчениями», «если расплачется или обидится, то не сразу, а потом», «дочь сразу не показала
вида, что радуется нашему приезду, хотя очень соскучилась, но спустя некоторое время «повисла» на нас
со слезами радости», «сын 3 лет в детском саду неподвижно сидел на стуле, опасаясь сделать что-либо
не так, как того требовала воспитательница. Дома был подавленным, «страшно усталым», затем
становился возбужденным, чрезмерно подвижным и капризным, долго не мог заснуть вечером».
Импрессивность подразумевает отсутствие быстрой эмоциональной реакции в ответ на волнующие
ребенка события. Он как бы накапливает ее изнутри, исподволь, и выражает не сразу, а позже и то не во
всех случаях. Причем выражение отрицательных эмоций часто сопровождается чувством вины, иногда
Hosted by uCoz