Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 282 
Next page End  

Глава 7. Групповая психотерапия
Заключение
Литература
Неврозы у детей и подростков. анамнез, этиология  и  патогенез
Введение
Неврозы у детей и подростков — самый распространенный вид нервно-психической патологии.
Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме
отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между
людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.
Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в
условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее
близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие
годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы
развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны
неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего
опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей
детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению
заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем
родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы — это своеобразный
клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений —
прародителей, родителей и детей.
Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него
оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и
способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам
относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического
характера.
Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка
в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная
психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание
(доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если
она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая
продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в
сфере внешних контактов.
К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом
городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой
обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными
условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.
Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые
условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в
ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.
Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые
стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не
отвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному» положению женщины. Эти
чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и
теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых
замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап
оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших
Hosted by uCoz