Navigation bar
  Print document Start Previous page
 44 of 282 
Next page End  

(паранойяльный настрой). Таким образом, личность родителей детей, испытывающих большое
количество страхов, изменена более значительно, чем личность родителей детей с меньшим числом
страхов. Эти изменения касаются главным образом эмоционально-депримированного фона настроения,
конфликтности, склонности к соблюдению излишней дистанции в отношениях. К перечисленному
следует добавить у матерей снижение побудительной активности и затруднения в межличностных
контактах; у отцов — недоверчивость и подозрительность.
Сравнение профиля у матерей при неврозах страха у детей и остальных неврозах показывает
достоверно высокие различия по 4-й шкале, т. е. матери боязливых детей более импульсивны и
конфликтны, у них больше проблем в отношениях с окружающими.
Помимо профиля, анализировался ряд дополнительных шкал MMPI. У матерей девочек и отцов
мальчиков с неврозом страха по сравнению с родителями детей с другими неврозами достоверно более
выражены такие шкалы, как тревожность, зависимость, общая личностная изменчивость
(нестабильность), повышенный контроль за окружающим и плохая приспособляемость. Наличие этих
характеристик подчеркивает большее патогенное влияние на детей в плане страхов со стороны родителя
того же пола, с которым обычно идентифицирует себя ребенок.
Страхи при неврозах не только преобладают в суммарном выражении, но и более аффективно
насыщены по сравнению с нормой. Невротические страхи могут часто встречаться в том возрасте, в
котором они еще не свойственны или уже должны пройти. К тому же эти страхи более часто, чем в
норме, отражают наличие аналогичных страхов у родителей, повышенную чувствительность и
впечатлительность детей, их беззащитность. Страхи при неврозах более тесно связаны с переживаниями
детей, конфликтами в семье и неудачами в общении. Питательной почвой для них будут эмоциональная
ранимость, склонность к беспокойству, неуверенность в себе и отсутствие адекватной психологической
защиты. Тогда страхов больше и они менее склонны к естественному для того или иного возраста
угасанию.
Значительное количество страхов, переходящее границы старшего дошкольного возраста,
указывает на развитие под влиянием травмирующего опыта тревожности, приобретающей характер
опасений, предчувствий и тревог в собственном смысле этого слова. О тревожности могут говорить
положительные ответы на три вопроса одновременно: о наличии страха опоздания, страха сделать что-
либо не так, не то из страха не успеть (не закончить вовремя). В младшем школьном возрасте
тревожность может сопровождаться навязчивыми опасениями, свидетельствуя о недоверии к себе и
неуверенности, т. е. о непрочности «я», его внутренней противоречивости. В подростковом возрасте
появляются все более частые колебания в выборе решения, сомнения в правильности своих действий.
Так формируется тревожно-мнительный настрой при неврозах. Подобный настрой еще не является
устойчивым характерологическим образованием, изменяясь в ту или иную сторону под влиянием
конкретных жизненных обстоятельств и психотерапевтического вмешательства. Одновременно с
развитием тревожно-мнительного настроя заметно уменьшается количество страхов за счет их
кристаллизации и навязчивого прорастания в виде фобий. Последние представляют характерный
пример так называемых невротических страхов, имеющих качественно новое патологическое звучание в
клинической картине невроза.
К невротическим можно отнести и страхи, вырастающие из аффективно заостренных проблем
личностного развития и являющиеся одними из ведущих мотиваций внутреннего или психологического
конфликта при тех или иных нозологических формах невроза.
В младшем дошкольном возрасте невротической разновидностью будет страх «быть никем»,
основанный на выраженной в этом возрасте потребности в эмоциональном признании и поддержке со
стороны близких для ребенка лиц, к которым он привязан. Страх «быть никем», не представлять, не
значить в оценках и отношениях окружающих имеет своим источником характерный для данного
возраста страх одиночества, т. е. эмоциональной и социальной изоляции. Это страх быть отвергнутым,
лишиться поддержки, быть ни с кем, наедине со своими беспокоящими (волнующими) проблемами,
опасениями и страхами, от которых нет защиты и которые нарушают внутреннюю целостность, чувство
своей ценности, уверенность в своих силах и возможностях. Беспокойство ощущается наиболее остро,
когда ребенок остается один, в темноте и в замкнутом пространстве комнаты, как это бывает при
засыпании. Тогда охватывающее его чувство бессилия, страха, ужаса перед воображаемыми чудовищами
Hosted by uCoz