Navigation bar
  Print document Start Previous page
 48 of 282 
Next page End  

ритм речи и способность логически мыслить. У младших школьников типичным выражением страха
«быть не тем» не только при неврастении, но и при неврозе страха будет торможение, реже —
возбуждение, при неожиданных вопросах, ответах на неподготовленную тему. В этих условиях легче
проявляются заикание, тики, возможны рефлекторные позывы на низ, мочеиспускание, спазмы в виде
комка в горле, болей в животе, икота, кашель, нарушения дыхания. В подростковом возрасте характерна
застенчивость (смущаемость) при новых контактах, объяснениях, ответственных выступлениях,
проверках и экзаменах. Спектр вегетативных проявлений страха (беспокойства) может быть таким же,
как и в младшем школьном возрасте. Вместе с тем нарастают вегетососудистые реакции типа
покраснения, прилива или озноба, головокружения и полуобморочных состояний. Все эти реакции
отсутствуют в привычных условиях общения. Нередко торможение при ответах и застенчивость в
контактах указывают на гипертрофированное чувство стыда, вины, опасения позора и социального
неприятия, т. е. на страх быть не таким, как все. Это может иметь место при неврастении, неврозе
страха и обсессивном неврозе. Объединяющим звеном будет тревожность, нарастающая в подростковом
возрасте более активно, чем в норме.
В качестве примера приведем историю мальчика 8 лет с диагнозом «неврастения». Родителей
беспокоили неустойчивость его настроения, раздражительность, повышенная обидчивость и
плаксивость, быстрая утомляемость и головные боли к концу дня. Будучи эмоционально
чувствительным и впечатлительным, много волновался, переживал, легко расстраивался, испытывал
страх перед неизвестным и растерянность в новой обстановке, с трудом переносил ожидание. Летом
наступало улучшение состояния, но осенью все начиналось снова.
Из анамнеза известно, что роды были в срок, без осложнений, грудное вскармливание — в
течение 2 мес. (мастит). Был несколько беспокойным в первые месяцы жизни. Развитие шло
соответственно возрасту. Посещает обычную и музыкальную школу, учится хорошо, устает от шума.
Мать ежедневно контролирует уроки, заставляя переписывать все заново при любой ошибке. Оба
родителя много беспокоятся, часто угрожают наказанием и срываются на крик при малейшей
оплошности. Мальчик боится, а точнее опасается, сделать что-либо не так, как следует, ошибиться,
сказать не то, попасть впросак, не успеть, опоздать, т. е. имеются опасения не справиться, быть не тем, о
ком говорят хорошо, кого ценят, любят и уважают. Подобное невротическое заострение чувства
ответственности является отзвуком гиперсоциальных черт характера родителей, тревожности матери и
мнительности отца и в немалой степени — чрезмерного психологического давления родителей по
поводу домашних уроков и занятий музыкой. При этом нужно делать все точно, правильно, вовремя,
безукоризненно, следуя нетерпеливым, принципиально-строгим и одновременно беспокойным
требованиям родителей. Будучи часто недовольными и сердитыми при неудаче или затруднении в
осуществлении требований, они забывали своевременно похвалить и ободрить сына, как и быть
непосредственными и жизнерадостными в отношениях с ним.
Происхождение страхов мальчика в новых ситуациях общения станет более понятным при
углубленном изучении раннего анамнеза. Когда ему было 8 мес., родители переехали вместе с ним в
другой город, что создало значительную нервно-психическую нагрузку в этом возрасте, связанную с
ломкой сложившегося стереотипа и беспокойством в присутствии новых лиц. В то же время его
поместили в больницу с энтероколитом, где он пробыл почти месяц без матери. По возрасту это
совпадает с появлением страха при посторонних, незнакомых взрослых, к тому же причиняющих боль
(процедуры, инъекции). В 1,5 года мать пыталась отдать его в ясли, где он сразу заболел и до школы
оставался дома с попеременно работающими родителями и приходящей бабушкой. Поскольку
продолжал часто болеть и в последующие годы, то мало общался со сверстниками. В 6 лет перенес
операцию удаления аденоидов (в возрасте, когда максимально представлен страх смерти). После этого
стал панически бояться пожара, что имеет своей подоплекой все тот же страх смерти — при пожаре
можно сгореть, исчезнуть.
Следовательно, страх, испытываемый мальчиком в новом месте, представляет сумму различных
мотиваций, начиная от страха непредвиденных событий (отраженного травмирующим опытом
госпитализации и операции) и кончая внушенными родителями опасениями не успеть, сделать не так,
как следует, как нужно. Налицо и риск развития неуверенности, нерешительности, навязчивых опасений
и сомнений, напоминающих тревожность матери и мнительность отца.
Hosted by uCoz