Navigation bar
  Print document Start Previous page
 50 of 282 
Next page End  

ко всему новому, неизвестному. Все это способствует на время укреплению чувства «я», поскольку
создает психологический барьер на пути проникновения (реализации) дальнейших угроз, нарушающих
единство «я». Вместе с тем реактивный, во многом основанный на травмирующем опыте, процесс
обособления «я» сопровождается страхом стать только собой, т. е. оказаться без социальной поддержки
и признания. В итоге, достигается относительно неустойчивое равновесие между страхами «быть не
собой» (в том числе и страхом быть другим) и «быть только собой» (в том числе страхом быть никем).
Страх «быть не собой» как реакция на угрозу изменения, отторжения и потери «я» часто
возникает вследствие попыток родителей с гиперсоциальными, а также тревожно-мнительными и
паранойяльными чертами характера односторонне навязать детям и особенно подросткам свой образ
мышления, действий и поступков без учета реальных обстоятельств и психофизиологических
возможностей, своеобразия формирующейся личности. Частично это удается в младшем школьном
возрасте из-за повышенной внушаемости детей и чувства ответственности, тем более в дошкольном,
вследствие потребности в эмоциональном контакте и полоролевой идентификации с родителями,
характерной для этого возраста склонности к подражанию. Теперь же попытки родителей создать у
подростков свою концепцию «я» наталкиваются на все большее противодействие (критику), так как она
мешает полноценному общению со сверстниками, как правило, не имеющими характерологически
отягощенных родителей и ведущими себя более непосредственно, открыто, уверенно, терпеливо и
гибко, без чрезмерной обидчивости и требовательности.
Итак, страх «быть не собой» имеет при неврозах сложную мотивацию своего происхождения.
Ведущая линия в нем — аффективно переживаемая невозможность быть собой вследствие
прогрессирующих невротических изменений личности и идиосинкразической реакции на
навязываемый родителями образ «я», несовместимый с индивидуально преломляемым самосознанием и
потенцией развития.
Рассмотренные невротические страхи можно сгруппировать следующим образом (табл. 3).
Таблица 3. Невротические страхи
Вид страха
Параметры невротических страхов
Мотивация
Возраст
проявления
Клиническая форма
невроза
«Быть никем»
Страх одиночества
Младший
дошкольный
Истерический невроз
«Быть ничем»
Страх смерти
Старший
дошкольный
Невроз страха
«Быть не тем»
Страх несоответствия
Младший
школьный
Неврастения
«Быть не собой»
Страх изменения
Подростковый
Обсессивный невроз
Общим для перечисленных страхов в табл. 3 является страх отсутствия признания (групповой
поддержки) или страх «быть не таким, как все». Основой для данного центрального в формировании
личности страха при неврозах будет потребность в самоактуализации и системе значимых
межличностных отношений или проблема «быть собой среди других».
Глава 4. Обследование детей
Методика семейного приема
Больные неврозами дети направляются детскими невропатологами и психиатрами на прием, как
Hosted by uCoz