Navigation bar
  Print document Start Previous page
 55 of 282 
Next page End  

девочек (6), т. е. мальчики находятся в более неблагоприятной для себя позиции в классе. С возрастом
число этих сверстников существенно уменьшается (от 15 мальчиков 7—10 лет до 7 в возрасте 12—15
лет; у девочек, соответственно, — от 9 до 1).
Стремление перейти в другой (параллельный) класс встречается у 20% детей. Больше всего оно
характерно для детей с обсессивным неврозом, подчеркивая их изоляцию в классе и непереносимость
конфликтной ситуации.
Желание учиться дома проявляется у каждого третьего из опрошенных детей, чаще всего при
неврозе страха и истерическом неврозе. При неврозе страха это отражает неуверенность и страх при
ответах в классе; при истерическом неврозе — стремление избежать всех трудностей, связанных со
школой.
В неформальных группах общения (улица, двор) отсутствие друзей или устойчивого круга
общения отмечается у каждого второго мальчика и каждой третьей девочки. Это говорит о трудностях
установления и поддержания контактов со сверстниками. С возрастом проблемы общения не становятся
менее выраженными, что обусловлено невротическими изменениями в формировании личности,
большей частью тормозимого круга. Проблемы общения наиболее часто встречаются у детей с неврозом
страха, испытывающих много страхов, неуверенных в себе и нерешительных в контактах.
Лидерство в общении вне школы по собственной оценке находят 40% мальчиков и 52% девочек.
Эти явно завышенные цифры указывают больше на стремление играть главную роль, чем на
фактическое лидерство, которое, как уже отмечалось, не получается реально. Если у мальчиков неудачи в
лидерстве относительно постоянны во всех возрастах, то у девочек они максимальны в 12—15 лет.
Практически здесь полностью отсутствует лидерство, у девочек нет подруг, и они не пользуются
признанием среди сверстников. Относительно чаще лидерство (по самооценке) встречается у детей с
истерическим неврозом, отражая тенденцию к доминирующей позиции в отношениях с окружающими.
Данные интервью показывают, что, несмотря на ряд возрастных особенностей, у детей с
неврозами заметны неблагоприятные изменения в формировании личности. В немалой степени они
являются следствием длительно протекающего болезненного расстройства, препятствий на пути
самоутверждения, своевременной реализации своих возможностей и потребностей.
Рисование как способ диагностики
Стремление рисовать присуще большинству детей старшего дошкольного возраста. При неврозах
дети часто не реализуют его из-за односторонней ориентации родителей на более интеллектуально
насыщенные занятия. Рисование, как и игра, считается несерьезным занятием, работой «для себя», и
подобная установка обедняет духовный мир детей, не дает возможности реализоваться их творческим
началам. Изучение рисунков детей с неврозами полезно и в плане диагностики интересов и увлечений,
особенностей темперамента и переживаний. С известной долей осторожности можно считать, что
преобладание серых тонов и черного цвета в рисунках подчеркивает отсутствие жизнерадостности,
пониженный фон настроения, большое количество страхов, с которыми не может справиться ребенок.
Доминирование ярких, светлых и насыщенных красок указывает на высокий жизненный тонус и
оптимизм. Широкие мазки, масштабность изображения, отсутствие предварительных набросков и
последующих, изменяющих первоначальный сюжет дорисовок, говорит об уверенности и
решительности. Повышенная возбудимость, гиперактивность находят выражение в неустойчивости
изображения, смазанности или в большом числе отчетливых, но пересекающихся линий.
Изучение спонтанных, т. е. сделанных по собственному желанию рисунков показывают обычную
возрастную направленность у детей с неврозами. Мальчики предпочитают рисовать машины, технику,
затем — людей и сражения; девочки — людей, дом и природу, затем — животных.
Тематическое рисование по заданию врача может осуществляться как во время ожидания приема,
так и дома. Рисунки на темы: «В детском саду, школе», «На улице, во дворе», «Мы дома», «Семья», «Что
мне снится страшное» или «Мои страхи», «Что было со мной самое плохое или хорошее», «Кем я хочу
стать» — дают много ценной информации, дополняющей клиническое обследование. Дошкольники
изображают себя в детском саду, как правило, рядом с одним из сверстников, с которым поддерживают
Hosted by uCoz