Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 282 
Next page End  

подобные различия минимальны. В отличие от невропатии, при которой число мальчиков достоверно
выше, резидуальная церебральная органическая недостаточность не оказывает влияния на соотношение
мальчиков и девочек при неврозах.
Достоверные различия будут отмечаться при клинической дифференциации невроза по степени
тяжести. В группе с тяжелым, обычно психомоторно осложненным, течением невроза мальчиков
больше.
Если разделить всех больных неврозами по наличию или отсутствию психомоторных
нарушений, то соотношение мальчиков и девочек существенно изменится. В группе без психомоторных
нарушений (тиков, заикания, энуреза) мальчики встречаются только в 1,1 раза чаще, чем девочки. В
группе с психомоторными нарушениями мальчиков в 1,9 раза больше. В свою очередь, значительная
часть психомоторных нарушений — это проявление невропатии, а она в большей степени характерна
для мальчиков. Следовательно, невропатию у мальчиков можно воспринимать как один из факторов
биологического риска. С 12 лет соотношение мальчиков и девочек, больных неврозами, практически
одинаково, так как именно к началу пубертатного периода сглаживаются проявления невропатии.
Изменение рассматриваемого соотношения в сторону более частых невротических расстройств у лиц
женского пола заметно уже в юношеском возрасте и, как уже отмечалось, характеризуется обратным
детству соотношением у взрослых (Мягер К., 1976). Статистически достоверно и мы подтверждаем
преобладание неврозов у женщин (матерей детей, больных неврозами).
Проведенная нами серия эпидемиологических исследований направлена главным образом на
изучение общей нервности у детей и подростков от 3 до 16 лет посредством использования специально
разработанных анкет.
Первое из таких исследований охватило 800 детей дошкольного возраста, посещающих детский
сад (400 мальчиков и 400 девочек). Заметные отклонения у детей со стороны нервной системы
квалифицировались воспитателями у 25% детей; у мальчиков достоверно чаще (28%), чем у девочек
(21%). В старшем дошкольном возрасте (5—7 лет) частота нервных проявлений достоверно выше, чем в
младшем (3—5 лет), как у мальчиков, так и у девочек. В 5 лет у тех и других максимальная частота
нервных нарушений составила соответственно 37 и 29%. При начале обучения в 6 лет этот возраст
предшествует школе, что заслуживает особого внимания.
Нарушения поведения возбудимого круга (повышенная возбудимость, неуправляемость,
расторможенность вместе с агрессивностью (драчливостью), конфликтностью и неуживчивостью)
несколько чаще встречаются у мальчиков (15%), чем у девочек (11%). У тех и других в старшем
дошкольном возрасте они статистически достоверно более выражены, чем в младшем.
Нарушения поведения тормозимого круга (боязливость, пугливость, робость и нерешительность,
неумение постоять за себя, беззащитность совместно с повышенной эмоциональной чувствительностью,
склонностью «все близко принимать к сердцу», легко обижаться, плакать и расстраиваться) более
свойственны девочкам (22%), чем мальчикам (17%). Максимальной выраженности эти проявления
достигают в 4 года (35% у девочек и 26% у мальчиков), оттеняя проблемы эмоционального развития в
данном возрасте.
По данным корреляционного анализа на ЭВМ (здесь и дальше — коэффициенты парных
корреляций Q и Ф) у мальчиков 3—5 лет нарушения поведения тормозимого круга противостоят
(обратная связь) бесцеремонности, отсутствию сдерживающих начал, чувства вины и переживания
случившегося, т. е. нарушениям поведения главным образом возбудимого круга. Тормозимость
отрицательно коррелирует также с неискренностью, лживостью и хвастовством. Последние проявления,
в свою очередь, несовместимы с повышенной эмоциональной чувствительностью, склонностью легко
обижаться, плакать и расстраиваться. Всем этим доказывается противоположная направленность
поведения тормозимого круга, а вместе с тем и большинства из невротических расстройств,
приведенным выше характеристикам, нередко встречающимся в клинике в виде нарушений поведения
психопатоподобного, преимущественно возбудимого, круга. У девочек подобные различия менее
выражены, что указывает на относительно меньшую полярность их поведенческих и нервных
нарушений.
Исследование распространенности нервности у школьников проведено на базе нескольких
общеобразовательных школ. Учителя оценивали различные проявления нервности по анкете, ряд
Hosted by uCoz