Navigation bar
  Print document Start Previous page
 60 of 282 
Next page End  

мальчиков внушаемость достоверно различается в 7 лет у дошкольников и в 7 лет — у школьников; у
девочек подобные изменения отсутствуют [эксперимент проводился в 1981 г., - прим.]. Это указывает
на большую чувствительность мальчиков к социальным аспектам межличностных отношений и тем
самым на большую социальную опосредованность внушаемости. У мальчиков внушаемость выше при
доминирующей ориентации на оценку взрослых, а не сверстников, а также у тех из них, кто испытывает
желание сразу стать взрослым, а не расти «как есть». У девочек нет подобных различий. Зато у них
большее значение для внушаемости имеет «магическая» настроенность — вера в необычные,
сверхъестественные явления, приметы вроде черной кошки, чета и нечета, несчастливых чисел и т. д.
Не оказывают существенного влияния на внушаемость, как у мальчиков, так и у девочек, степень
успеваемости и школьной адаптированности, фактор неполной семьи и нервности. Отрицательная
взаимосвязь найдена между выраженностью страхов и внушаемостью. Чем больше страхов, тем меньше
внушаемость, и наоборот. Боязливый ребенок более насторожен к восприятию новой, незнакомой для
него информации, непроизвольно защищая себя таким образом от дополнительных факторов риска.
Представляет интерес и то, что упрямые по оценке воспитателей мальчики-дошкольники достоверно
менее внушаемы, чем неупрямые. У девочек имеется противоположно направленная тенденция.
Упрямство у мальчиков, следовательно, имеет более устойчивый характер, чем у девочек.
Внушаемость при неврозах изучена у 199 детей и подростков (121 мальчик и 78 девочек).
Разработанная нами шкала внушаемости содержит 12 проб, каждая из которых оценивается при
положительном результате в 2 балла (1 балл — в случае колебаний испытуемого в принятии решения).
В количественном выражении шкала внушаемости имеет диапазон различий 0—24 балла:
1-я проба внушение несуществующего запаха в пробирке; «Перед тобой две пробирки,
понюхай и скажи, в которой из них ты чувствуешь запах лекарства».
2-я проба —
испытуемый находится в позе Ромберга с закрытыми глазами; поддерживая слегка
его руки, произносят: «Сейчас потянет немного вперед».
3-я проба: «Сейчас я дотронусь до нерва на шее (у дошкольников просто до шеи), и ты
почувствуешь тепло в животе». Эффект оценивается спустя 5 с.
4-я проба — степень задаваемого врачом эмоционального вовлечения в игре «кегли».
5-я проба подражание броскам врача в игре «кегли», особенно нерациональным с точки
зрения выигрыша.
6-я проба — дав ребенку возможность посмотреть в калейдоскоп, сделать это самому врачу и со
словами: «Вот и бабочка» — передать ребенку.
7-я проба —
по инструкции ребенок прижимает к себе руки, и врач несколько секунд спустя
пытается слегка разжать их со словами: «Руки теперь слабеют, опускаются».
8-я проба —
степень достигаемой релаксации в кресле. Показателем является тяжесть слегка
приподнимаемой врачом руки через 15 с, а также отсутствие быстрого открывания глаз.
9-я проба: «Скажи, какие города ты знаешь: Москву, Ленинград, Киев...» Проба положительна,
если начинают перечислять города в таком же порядке. У дошкольников называется ряд животных.
10-я проба — показ картинки с пояснением, противоречащим содержанию. Используется одна из
картинок ТАТ (тематического апперцепционного теста), на которой изображен не совсем ясный силуэт
девочки, скорее, поднимающейся по лестнице, чем спускающейся с нее. Инструкция гласит: «Скажи, это
мальчик (с акцентом) или девочка идет вниз по лестнице».
11-я проба —
внушение писка, подобно комариному, идущего из «специального прибора».
Испытуемый при этом стоит спиной. Можно уточнить, с какой стороны звук слышен более отчетливо.
12-я проба —
внушение, что одна из пробирок более теплая при фактически равной их
температуре.
При неврозах, как и в норме, чувствительность к внушающему воздействию в области слухового
анализатора ниже, чем в области обоняния и осязания, причем данное соотношение не имеет
существенных различий при неврозах и в норме, доказывая одинаковую внушаемость при них и
опровергая миф о большей внушаемости больных неврозами. С одной стороны, их эмоциональность,
впечатлительность и некоторая наивность способствуют внушаемости, с другой — большее число
Hosted by uCoz