Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 282 
Next page End  

страхов и развивающаяся тревожность снижают ее уровень. В результате мы имеем аналогичную норме
внушаемость.
Перечисленные пробы могут быть дополнены в дошкольном возрасте пробой: «Скажи, а...». Врач,
как бы между прочим, произносит эту фразу, делая незаметную паузу, чтобы продолжить: «...ты ходишь в
детский сад». Если ребенок, не дожидаясь продолжения фразы, сразу повторяет «а» (как при осмотре
ЛОР), то проба считается положительной.
При подсчетах используется средний балл внушаемости, получаемый от деления суммы всех
баллов по 12 пробам на число испытуемых. Как и в норме, средний балл достоверно более выражен в
младшем школьном возрасте, т. е. дети в этом возрасте более внушаемы.
Понижает внушаемость соматическая отягощенность при неврозах вследствие возрастающей
тревожной транскрипции происходящих событий. Невропатия не оказывает влияния на внушаемость.
При наличии конфликта в школе со сверстниками или с отцом в семье внушаемость ниже, а при
конфликте с матерью — выше (по отношению к врачу-мужчине). Определенные колебания
внушаемости, главным образом в сторону повышения, наблюдаются при повторных измерениях в
случае успеха или неуспеха в игре в кегли. Это подчеркивает как влияние стрессовых переживаний, так
и динамичный характер самой внушаемости.
Как и в норме, внушаемость при неврозах не имеет различий у мальчиков и девочек — 14,0 и
13,9 баллов соответственно. При соотнесении с нозологическими формами внушаемость (как
гетеровнушаемость) менее всего выражена при истерическом неврозе, указывая на эгоцентризм и
завышенный уровень притязаний. По данным наблюдений, у этих детей развито самовнушение, что
позволяет лучше понять резистентность этих больных к корригирующему воздействию извне.
Относительно более выражена внушаемость у детей с неврозом страха и обсессивным неврозом.
Понимать это нужно не как то, что страхи и тревожность способствуют внушаемости (как мы видели,
они, наоборот, понижают ее), а как следствие наличия у этих детей гипертрофированного чувства
ответственности и долга, обязывающего поступать их согласно социально одобряемым нормам
поведения.
Внушаемость у детей и подростков, разделенная на группы выше и ниже среднего балла,
рассмотрена в связи с клиническим профилем родителей по опроснику MMPI. У обоих родителей более
внушаемых детей (мальчиков и девочек) по сравнению с родителями менее внушаемых выявлены
достоверно более низкие показатели по шкалам: «паранойяльность» (6) и «психастеничность» (7). Это
означает, что родители внушаемых детей не склонны к подозрительности, нетерпимости, предвзятости
суждений, сверхценным идеям (6-я шкала), тревожной мнительности (7-я шкала). В свою очередь,
подобные черты личности присущи родителям менее внушаемых, часто более настороженных,
недоверчивых и упрямых (с ригидными установками) детей. У более внушаемых мальчиков оба
родителя, помимо низких показателей по 6-й и 7-й шкалам, имеют достоверно сниженные показатели
по шкалам «ипохондричность» (1) и «истероидность» (3). Следовательно, родители внушаемых
мальчиков не склонны фиксироваться на неприятных ощущениях (1-я шкала); им не свойственно
болезненное самовнушение, вытеснение неприятных чувств и переживаний (3-я шкала). У матерей
внушаемых мальчиков отметим также достоверно меньшую склонность к конфликтности (4-я шкала),
соблюдению формальных отношений (дистанции) при общении (8-я шкала), раздражительности,
вспыльчивости и нетерпеливости (9-я шкала). У отцов внушаемых мальчиков достоверно реже
встречаются депрессивные реакции, сниженный фон настроения (2-я шкала). Для матерей внушаемых
девочек не характерен (достоверно) субдепрессивный (2-я шкала) и социально интровертированный тип
реагирования (0 шкала).
Таким образом, внушаемость у детей находится в связи с определенными личностными
особенностями родителей. При прочих ровных условиях внушаемость у детей менее выражена при
наличии у родителей негибкости мышления, предвзятости и нетерпимости, тревожности и
мнительности, фиксации болезненных ощущений, пессимистической оценки перспективы,
конфликтности, склонности к соблюдению излишней дистанции в отношениях с людьми. Все эти черты
можно расценивать как своего рода незримый антисуггестивный барьер, который всегда следует
учитывать в процессе психотерапии неврозов у детей.
Отметим также отсутствие повышения внушаемости после проведения курса психотерапии.
Hosted by uCoz