Navigation bar
  Print document Start Previous page
 84 of 282 
Next page End  

они, наоборот, не уверены в себе и играют зависимые роли. Таким образом, характер взаимопонимания
с отцами — психологический фактор, существенно влияющий на особенности поведения мальчиков,
прежде всего в отношении традиционных, соответствующих их полу норм поведения.
Проблемный или трудный характер отношений с детьми в первые годы их жизни типичен для
родителей с неврозами и имеет высокие отличия от нормы (р<0,001) как у мальчиков, так и у девочек. В
преморбиде проблемность в отношениях с детьми максимальна при последующем возникновении
невроза страха. Сохраняется она и в дальнейшем. При наличии невроза у детей проблемность более
всего характерна в отношениях с ними при обсессивном неврозе, подчеркивая гиперсоциальную
направленность личности родителей, их повышенную требовательность и принципиальность.
Частые трения с детьми встречаются у 55% матерей и 34% отцов, у матерей мальчиков — в 57%,
у матерей девочек — в 53% семей, т. е. без различий; у отцов мальчиков — в 39%, у отцов девочек — в
26%, т. е. несколько чаще в семьях мальчиков. Главное же, что отцы значительно реже, чем матери,
конфликтуют с детьми обоего пола.
Признание частых трений с детьми означает открытый конфликт с ними в отличие от
проблемного, часто психологически закрытого, характера отношений. Поэтому трений больше у матерей
детей с истерическим неврозом и отцов детей с неврастенией, чем у более «эмоционально закрытых»
родителей детей с неврозом страха и обсессивным неврозом.
Открытых трений с детьми относительно больше в дошкольном возрасте по сравнению с
младшим школьным и подростковым, в то время как психологическая напряженность в отношениях с
детьми наибольшая в младшем школьном возрасте, особенно у матерей мальчиков и отцов девочек. Это
указывает, что с возрастом детей конфликт из внешней сферы отношений переходит во внутреннюю,
главным образом в виде конфликтной позиции родителей в отношениях с детьми противоположного
пола.
Представляет интерес мнение родителей о том, кто виноват в конфликте — они или дети. В
подавляющем большинстве случаев виновным считается или ребенок, или он вместе с родителем (так и
так), но только не сам родитель. Подобная установка отражает неспособность взрослых прийти к
пониманию реальных источников конфликта с детьми, т. е., по существу, говорит о проекции личных
проблем в отношениях с детьми. У обоих родителей конфликт с детьми (частые трения) или возрастает,
или остается без изменения, т. е. приобретает хроническое течение, что вместе значительно превышает
число семей, где он уменьшается. При ответе родителей на вопрос: «повлияло ли настоящее заболевание
ребенка на отношения с ним, трений стало больше, меньше или они остались без изменений?» — у
матерей доминирует тенденция к нарастанию трений, у отцов — они остаются без изменений.
Источники конфликтных отношений с детьми распределены по двум группам. В первую группу
вошли: нереализация требований родителей, повышенная требовательность со стороны ребенка, его
чрезмерная ранимость и обидчивость, упрямство, медлительность, непоседливость и неугомонность,
отрицательные, с точки зрения родителей, черты характера, нарушения поведения асоциального плана.
Наиболее частыми источниками (тенденция) конфликтных отношений родителей с детьми обоего пола
будут нереализация требований родителей и упрямство. Как правило, это говорит о невозможности
детей соответствовать завышенным требованиям родителей, а также об их стремлении иметь свою
точку зрения. К частым источникам трений следует отнести также медлительность мальчиков (по
оценке матери) и повышенную требовательность девочек (по оценке отца). Как источники трений
практически отсутствуют асоциальные проявления у детей, поскольку они не характерны при неврозах.
Вторую группу образуют проблемные ситуации с детьми, обусловленные недостаточной
исполнительностью, организованностью, эмоциональной откликаемостью, затруднениями в
самостоятельном приготовлении уроков и с едой. Проблема исполнительности, т. е. опять же
нереализация требований родителей, стоит на первом месте, особенно при неврастении и неврозе
страха у детей. Проблема организованности (усидчивости, концентрации внимания, утомляемости)
наибольшая при неврастении, что связано с повышенной возбудимостью этих больных. Остальные
проблемы — эмоционального отклика, приготовления уроков и еды — более характерны для невроза
страха, отражая состояние заторможенности. Проблема еды типична для детей первых лет жизни с
исходным фоном в виде невропатии и сопутствующей соматической ослабленности. В попытках
принуждения к еде родители проявляют нетерпимость, максимализм, повышенную требовательность и
Hosted by uCoz