Navigation bar
  Print document Start Previous page
 92 of 282 
Next page End  

перечислением проблемных ситуаций во взаимоотношениях с детьми. Всего использовано 57
диагностических утверждений, вроде: «много заботится о тебе», «часто беспокоится, что что-нибудь
может с тобой случиться», «много говорит, как нужно себя вести», «требует, чтобы ты все делал
вовремя», «часто заставляет тебя делать то, чего ты не хочешь» и т. д. Ответы последовательно
отражают отношения матери, отца и других взрослых. Большинство детей выделяют такой аспект
отношения матери, как «много заботится о тебе» (91% детей), а также другие стороны ее отношения:
«требует, чтобы ты все делал вовремя», «все время напоминает, чтобы ты хорошо себя вел», «часто
беспокоится, что что-нибудь может с тобой случиться»; «часто заставляет тебя делать то, чего ты не
хочешь»; «требует беспрекословного послушания»; «много говорит, как нужно себя вести».
Сравним переживания, обусловленные отношениями с родителями при неврозах (27 детей) и в
норме (25 детей) у 4-летних детей. Дети с неврозами реже, чем в норме, делятся с родителями, чаще
определяют отношения родителей между собой как плохие; их чаще ругают и наказывают дома;
мальчики чаще боятся кого-либо из взрослых в семье; как мальчики, так и девочки реже хотят походить
на кого-либо из родителей и чаще хотят сразу стать взрослыми.
Формами эмоционального неприятия отношения родителей у детей с неврозами являются крик и
плач в первые годы жизни, обида — в последующие. Наиболее болезненно дети с неврозами реагируют,
когда их не ценят, к ним относятся пренебрежительно, равнодушно, когда их чувства остаются
неразделенными, а потребность быть самим — блокированной. Конфликтное неприятие
распространяется не только на некоторые стороны отношения с родителями в настоящем, но и на
отношение к семье в будущем. В этой связи вспоминается мальчик 13 лет, который на вопрос о том, как
бы он себя вел, будучи отцом, сказал: «Я не хочу иметь семью, я не люблю маленьких детей, девочек и
женщин, потому что хочется самому распоряжаться своей судьбой; хочу быть сам себе главой, чтобы
мне никто не мешал; никакой жены, потому что между мужем и женой бывают скандалы». В семье у
него безраздельно доминирует мать, которая, замещая роль отца, систематически физически наказывает
сына, проверяет каждый его шаг, во всем опекает, строга и принципиальна. Мягкий по характеру и
занятый отец блокирован матерью и не пользуется авторитетом сына, поскольку всегда проигрывает в
конфликте с женой. В свою очередь, чем больше конфликтно-требовательна мать к сыну, тем больше
возражает (ссорится с ней) отец. Хронический стресс у мальчика привел к тому, что он стал часто болеть
и, в итоге, почти не ходил в школу, так как, будучи неуверенным в себе, не мог постоять за себя, и его
постоянно обижали сверстники. Так одностороннее влияние матери при недостатке мужского влияния,
авторитета отца сформировали проблемы общения в школе и страх перед ее посещением. Вместе с тем
болезненное состояние сына несколько смягчило отношение матери, выполняя таким образом роль
своеобразного регулятора внутрисемейных отношений. Как только он начинал снова ходить в школу, так
еще больше обострялись семейные трения, ухудшающие его нервное и соматическое состояние, и он
опять оставался дома. Для себя мальчик уже решил дилемму: быть или не быть его семье в будущем,
поскольку он не переносил семейные конфликты и не хотел такой семьи.
Конфликт между детьми. Чем больше размеры группы, в данном случае семейной, тем больше
вероятность появления в ней непринятых и изолированных членов. Подобная социально-
психологическая тенденция может иметь место в семье, где двое и больше детей. Тогда отрицательные
чувства к родителям со стороны одного из обделенных вниманием детей возмещаются конфликтом с
сибсом (братом или сестрой), позволяющим эмоционально отреагировать возникающее напряжение и
недовольство и повысить личную значимость в семье. Сибс-конфликт, следовательно, также способен
играть роль регулятора внутрисемейных отношений. Отмечается более частая враждебность
(агрессивность, конфликтность) к старшему брату или сестре в возрасте младшего от 2 до 5 лет, т. е. в
периоде, расцениваемом как наиболее интенсивный в плане формирования эмоций (Фрейд 3., 1922;
Уайт Б., 1982).
При хронических напряженных отношениях между детьми всегда можно отметить
эмоциональное выделение одного из них со стороны родителей. Другой тогда оказывается в
изолированной позиции в семье, особенно если он несговорчивый и упрямый, с точки зрения взрослых,
нежеланный или несоответствующий по полу.
При прочих равных условиях сибс-конфликт чаще встречается у детей, родители которых
обладают гиперсоциальными чертами характера, максималистски и нередко излишне требовательно
Hosted by uCoz