Navigation bar
  Print document Start Previous page
 93 of 282 
Next page End  

настроены к детям, так же, как и у родителей с истерическими чертами характера, не способных
эмоционально ровно и адекватно относиться к ним. Можно так сформулировать ведущую мотивацию
эмоционального неприятия одного из детей в семье: «Он не такой, как нужно» (при гиперсоциальных
чертах характера родителей); «Он вредный» (при паранойяльных чертах); «Он не мой, он не любит меня
и слишком напоминает мужа или жену» (при истерических чертах характера). Помимо этого, если один
из родителей испытывает страх одиночества и заостренное желание эмоционального признания в
семье, то он непроизвольно стремится приблизить к себе кого-либо из детей по типу создания
невротической зависимости или привязанности.
Конфликт между детьми в рассматриваемых семьях не сопровождается жестокостью,
враждебностью или устойчивой агрессивностью, как у детей и подростков с психопатическим
развитием. Обычно он нестоек, носит открытый характер по типу «врозь скучно, а вместо тесно»,
проявляется часто иронией, насмешками, обидой и дразнением. Длительный конфликт оказывает
дополнительное невротизирующее влияние на формирование личности детей, заболевающих
неврозами. Как правило, при конфликте они выступают в роли эмоционально непринятых или
изолированных членов семейной группы.
Проиллюстрируем приведенные данные статистическими выкладками. Из 66 мальчиков с
неврозами, имеющих братьев или сестер, конфликт встречается в 38%; у 41 девочки с неврозами он
будет в 54%, т. е. более частый. Если проранжировать частоту конфликта у детей с разницей в 2, 3, 4, 5 и
больше лет, то он более частый (тенденция) у детей с разницей в 3 года. Конфликт почти всегда
встречается в отношении старшей девочки, больной неврозом, и младшего здорового в нервно-
психическом отношении мальчика. В половине наблюдений отмечается конфликт старшего мальчика с
неврозом и младшей, здоровой в нервно-психическом отношении, сестры. Общим выводом будет
существование большей вероятности конфликта в отношениях детей противоположного пола, когда
старший из них болен неврозом, а младший здоров и пользуется обычно большим эмоциональным
предпочтением в семье. Представляет интерес, что в прародительской семье бабушка по линии матери
достоверно чаще выделяла не ее, а кого-либо из братьев и сестер, что являлось одним из факторов
невротизации матери и ее различного отношения к собственным детям.
В изучаемых семьях оба родителя (за исключением отца девочек) эмоционально выделяют
(любят) не столько ребенка, больного неврозом, сколько его, как правило, более благополучного во
многих отношениях сибса (различие достоверно). Подобный родительский максимализм не
способствует ровным отношениям между детьми, когда обделенный любовью ребенок испытывает
чувство обиды и ревности, а сибс сопротивляется попыткам изменить благоприятную для него
обстановку в семье. Известное равновесие в семье может быть достигнуто, когда болезненное состояние
детей с неврозом способствует некоторому выравниванию эмоциональных отношений в семье.
Каким бы ни было общение между детьми, оно позволяет в известной мере отреагировать
эмоции, раскрыть потребность в движении, играх, взаимодействии со сверстниками. Периодически
возникающие конфликтные ситуации между детьми позволяют приобретать и некоторый опыт
психологической защиты при общении со сверстниками. Вместе с тем очевидно отрицательное
воздействие конфликта между детьми на формирование их личности.
Приведем несколько примеров. В первом из них девочка 8 лет с истерическим неврозом ревнует
мать к младшей сестре, которой уделяется больше внимания. Мать находится в конфликте с отцом и
блокирует все его попытки эмоционального сближения со старшей дочерью, считая, что он оказывает
неблагоприятное воздействие. Старшая, таким образом, находится в эмоциональной изоляции в семье.
От постоянно преследующего ее чувства обиды и досады она испытывает периодически нарастающее
напряжение в такой степени, что непроизвольно (навязчиво-импульсивно) выщипывает все брови и
ресницы, привлекая к себе дополнительное внимание матери и добиваясь отчасти смягчения ее
отношения. Условно данную ситуацию можно обозначить как «ситуацию падчерицы» в семье.
Следующий пример относится к мальчику 5 лет с неврастенией, который незамедлительно
требует прощения от старшего брата при любом недоразумении между ними. Вторым ребенком мать
хотела иметь девочку. Несколько лет назад из семьи по настоянию матери ушел отец, злоупотреблявший
алкоголем. Испытывая большую нервно-психическую перегрузку, мать часто «срывает» свое напряжение
на упрямом, с ее точки зрения, младшем сыне, обладающем повышенным чувством собственного
Hosted by uCoz