Navigation bar
  Print document Start Previous page
 98 of 282 
Next page End  

Инверсия воспитательных ролей, когда бабушка играет роль матери, мать отца, а последний
— роль «приемного сына». Выход матери из своей роли сопровождается усилением требовательности,
ужесточением санкций и физических наказаний детей.
Конфликтный характер воспитания, когда оно отличается противоречивостью и
напряженностью, объявлением «войны» упрямству, своеволию, эмоциональности и природному
темпераменту детей.
Вторая группа факторов. Преобладание рационального аспекта в воспитании в виде большого
количества моральных предписаний и требований, его «заорганизованность», формальность в ущерб
эмоциональности, спонтанности и детской непосредственности Родители много учат, наставляют,
советуют, объясняют, проверяют, но забывают поиграть с детьми, сходить с ними на концерт, в гости,
дать им возможность побыть собой и эмоционально отреагировать свои чувства и желания. Следствием
рационального характера воспитания будет недостаток воображения и гибкости у детей. В отличие от
сверстников они нередко затрудняются в выборе свободной темы для разговора, не знают, как себя
вести в новой непредвиденной ситуации общения, боятся выразить свои чувства и сделать что-либо не
так, как нужно, как следует, как внушено родителями.
Отношение к детям, как к уже «почти взрослым», т. е. наделение их всеми атрибутами
взрослого поведения без достаточного учета возрастных особенностей. Так, родители, жалуясь на сына 3
лет, отмечают в качестве его постоянных недостатков трудность сосредоточения, неусидчивость,
своеволие и плаксивость. Фактически же речь идет о нормальных и преходящих возрастных
проявлениях у эмоционально чувствительного и стеничного мальчика, который не может
соответствовать завышенным требованиям и ожиданиям родителей. Трудность сосредоточения и
неусидчивость на поверку оказываются его активностью, своеволие — чувством «я», плаксивость —
свойственным эмоциональным детям плачем при сильной обиде, боли или непреодолимом
препятствии. Проблема здесь заключается в недостаточной приспособляемости нежной, ранимой
психики детей к практицизму взрослых, их безоговорочности и категоричности.
Недостаточное внимание к половым аспектам в формировании личности детей. Как сказала с
осуждением одна мать про сына 3 лет: «У него на уме только машинки». Как правило, это бесполое
воспитание, нивелирование прежде всего психологических особенностей формирования личности
мальчика, вызванное несоответствием его пола ожидаемому, чрезмерной опекой со стороны матери и
предохранениями от общения со сверстниками. В этой связи нередкой будет ситуация, когда матери не
принимают взросления сыновей, продолжая относиться к ним как к слабому и беспомощному ребенку,
которого нужно во всем наставлять и сопровождать.
Заданность, шаблонность, схематизм, когда воспитание подгоняется под заранее составленные
схемы, предписания, установки, без учета реальных обстоятельств, своеобразия формирования личности
детей.
Недостаток индивидуализации в подходе к детям следствие действия предыдущего фактора. В
первую очередь это относится к первым годам жизни детей, когда родительская принципиальность и
стремление к как можно более ранней социализации неизбежно оборачиваются потерей
индивидуального настроя в воспитании.
Разрыв между словом и делом в воспитании означает невыполнение родителями своих
обещаний, их необязательность при требовании обязательности у детей. Также это ситуация, когда
много слов, разговоров и мало дела, практических мероприятий.
Дефицит душевной щедрости, доброты и естественности (искренности) в отношениях с детьми.
Обычно это проявление как эгоцентризма и гиперсоциальности в настоящем, так и канонизированного
типа воспитания у самих родителей в детстве.
Третья группа факторов. Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей
формирования их личности, неблагоприятного действия резкого обращения, чрезмерного давления и
семейных конфликтов.
Неприятие в отношениях с детьми рассматривается как в плане недостаточного учета их
индивидуальных особенностей, в том числе темперамента, пола и характера, так и нежеланности
ребенка, несоответствия его пола ожидаемому. Такие стороны родительского неприятия, как
нежеланность ребенка, преждевременность появления, несоответствие его пола ожидаемому
Hosted by uCoz