Navigation bar
  Print document Start Previous page
 99 of 282 
Next page End  

встречаются в 70% семей без особых различий по полу детей и диагнозу. В целом, неприятие более
характерно для детей первых лет жизни, когда родители еще незрелы в своем чувстве материнства и
отцовства и все их интересы заострены на вопросах профессиональной карьеры и престижа. Обычно
это ситуация, когда ребенок «не тот», кто ожидался, кто устраивает, а «тот», кто создает проблемы,
омрачает существование и мешает профессиональной карьере. Непримиримость и предвзятость
отношения, категоричность и максимализм матери оказывают наибольшее патогенное воздействие на
эмоциональное развитие детей, поскольку нет чувства любви и сочувствия, которые заменяются
излишней требовательностью и недовольством. Одна мать выразила это следующими словами: «Меня
дочь раздражает, когда делает не так, как положено, иногда в такой степени, что я не могу с ней
находиться в одной комнате».
О негативном восприятии мальчиков матерями с твердым, волевым, гиперсоциальным и
бескомпромиссным характером мы уже говорили. В этой связи нам вспоминается мальчик 8 лет с
истерическим неврозом, у которого, со слов матери, полностью отсутствуют положительные черты
характера. Мать постоянно обвиняет отца, что он не умеет зарабатывать, «как другие», хотя и занят все
время на работе. Считает, что он во всем виноват, «слишком мягкотелый», и при любых семейных
затруднениях прибегает к угрозе развода и отделении сына. Сама мать вообще не хотела иметь детей, с
отвращением относилась к родам и всему тому, что связано с функциями женского организма. Тем не
менее родила по настоянию мужа. Роды были тяжелые. В возрасте 1 года отдала эмоционально
беспокойного мальчика в ясли, к которым он не мог адаптироваться. В семье верховодит авторитарная
бабушка, мать же поступает по отношению к сыну подчеркнуто правильно, жестко и наказующе. Еще до
школы он несколько рад отправлялся в санаторий, в школе посещает продленный день, летом отбыл 2
смены в пионерском лагере «санаторного» типа. При беседе с нами мать призналась, что не любит мужа
и не хочет от него второго ребенка. В детстве была свидетелем приниженного положения своего отца в
семье, что, по-видимому, сформировало у нее аналогичный стереотип взаимоотношений с мужем.
В другом случае мать мальчика 9 лет с неврастенией и энурезом уже была в разводе с мужем. Она
постоянно «воевала» с сыном, поскольку видела в нем только отрицательные, с ее точки зрения, черты
характера мужа. Будучи неудовлетворенной во многих отношениях, нетерпимой и нервной,
периодически вымещала раздражение на сыне, подвергая физическим наказаниям, поскольку он «не
понимал человеческого языка». Использовались и постоянные угрозы отдать в интернат, что могло
иметь под собой реальные основания, если бы представилась такая возможность. Вскоре выход был
найден. Мать заставила его одновременно посещать английскую и музыкальную школы. Перегрузка от
учебы в двух школах, повышенная требовательность матери и конфликты в семье явились причиной
развития неврастении у мальчика.
Типичной будет и ситуация неприятия одного из двух детей в семье. Так, мать дочери 12 лет с
неврозом страха вначале не хотела ее, поскольку училась в аспирантуре. Отец же, наоборот, настаивал
на исполнении ею материнского долга. В 7 лет девочка заявила, будучи уже боязливой и тревожной:
«Зачем я живу, зачем я родилась, лучше бы я умерла». Вскоре появилась младшая дочь, которую
категорически не хотел отец, но хотела уже мать. Затем все переменилось, отец забыл о старшей,
признав «своей» младшую дочь, так что старшая оказалась в позиции «сироты при существующих
родителях».
Другая ситуация неприятия обусловлена наличием «промежуточного» ребенка в семье. Так, в
одной семье есть дочь 13 лет, не страдающая нервными отклонениями, дочь 9 лет, больная
неврастенией, и сын 2 лет так же, как и старшая, без нарушений. Младший — долгожданный мальчик в
семье, на которого обращена любовь отца, в то время как старшую дочь любит больше мать. Средний
ребенок в семье — девочка с неврозом 9 лет — оказалась таким образом «не у дел», не любима обоими
родителями, поскольку ожидался мальчик, и своим поведением она действительно напоминает образ
«полудевочки-полумальчика», являясь, как и в предыдущем случае, эмоциональной сиротой в семье.
В заключение раздела рассмотрим семейные ситуации у 3 детей на одном приеме. Первый
мальчик 13 лет, производящий впечатление «заморыша», страдает ночным недержанием мочи и
заиканием днем, легко устает, эмоционально подавлен. Он нежеланный (в семье есть старший сын) и
«вредный», в представлении обоих родителей. Второй мальчик 9 лет с психопатоподобным поведением:
расторможенностью, в том числе сексуальной, циничностью, агрессивностью и асоциальными
Hosted by uCoz