Navigation bar
  Print document Start Previous page
 10 of 290 
Next page End  

впервые в истории предложивших развернутую теорию общественного
устройства и типов социальных объединений.
Потребовались столетия, чтобы учение об обществе — социология —
стало отделяться от учения о праве и государстве (которое, как полагают,
стоит над обществом), от экономических, этических и эстетических идей и, в
конце концов, от философии и истории. Этот процесс обусловлен
специализацией социологических направлений и применением
экспериментальных методов к решению проблем, считавшихся ранее чисто
философскими.
В современной социологии, дифференцированной на десятки
специальностей, наметилась линия на воссоздание синкретической теории
общества, выработку общих постулатов социологического знания. Однако в
итоге вырисовывается чрезвычайно мозаичная картина мира, включающая
многообразные культуры, идеологии и типы рациональности. Научной
рациональности принадлежит в этой картине лишь одно из мест.
Каковы методологические особенности первого типа социологического
дискурса? Общей чертой социологических доктрин является их
мировоззренческая установка. В отличие от научного исследования в фокусе
доктрины находятся идеи предельной значимости, скажем, последние
истины бытия. Предпоследние истины здесь обычно не обсуждаются.
Например, одно из основных положений философии Конта о наступлении
позитивного этапа развития человечества приобретает всемирно-
историческое значение; отныне теологические и метафизические
предрассудки должны быть отброшены во имя вновь открывшейся великой
истины. Предопределившая содержание социологического учения К. Маркса
и Ф. Энгельса идея всемирно-исторической миссии пролетариата выступает
в качестве пророческого самореализующегося предсказания. Тезис Ж.-Ж.
Руссо о репрессивной роли культуры и общественных институтов имел
принципиальное значение для идеологии буржуазных революций.
Социологические доктрины пронизаны глубоко личностным началом.
Они являются не столько результатом систематического наблюдения или
проверки предположений, сколько личным даром автора, который в этом
отношении обретает призвание или претензию пророка. Именно поэтому
аутентичное понимание социологических доктрин требует обращения к
личной биографии автора, перипетиям его жизни и борьбы за утверждение
своих идей.
Отсюда вытекает уникальность социологических доктрин, связанная с
именем их основателя. Обычное научное знание должно удовлетворять
требованию воспроизводимости при тех же инструментальных условиях.
Результаты исследования остаются одними и теми же вне зависимости 
10
Hosted by uCoz