Navigation bar
  Print document Start Previous page
 112 of 290 
Next page End  

траст «наглядной представляемости действительности»³. Императив
рационального дистанцирования от «живого» во имя самого живого
утверждался ими не только для отрицания витальной трактовки истины либо
плоского и поверхностного описания повседневных происшествий, но
прежде всего во имя познания самого живого. По Риккерту, только тот
может быть назван культурным человеком, кто в состоянии подавить в себе
движения жизни
4
. Эпистемическая раскованность, освобожденность
«жизненного порыва» от рационализированных условностей метода
разрушает и знание, и, в конечном счете, разумное устроение жизни.
Поэтому Риккерт и настаивал на высылке «жизни» за пределы разума,
охраняя, казалось бы, мертвые истины созерцания и одушевляя их своей
интеллектуальной заботой. Порядок, образовывавший основу
неокантианского мировоззрения, был порядком, обращенным на себя, а не
вовне, — следовательно, в этом порядке не было актуальной экспансии и
его, конечно же, надо сопоставлять не с «орднунгом», а с этикетом разума,
намеренно не замечающим жизненного безумия и старающегося спастись от
него расстоянием.
Можно предположить, что современные дискуссии о сближении
социального познания и жизни были бы восприняты учтивым
гейдельбергским профессором как попытка оправдать недостаточную
воспитанность, ну, например, как появление в обществе с небритой
физиономией. Подобная «правда», несмотря на свою подлинность, лишена
логической, эстетической и даже фактической ценности. Факт как
идеализированный объект теории должен стать несколько церемонным
отстранением от своей чувственной данности.
Историческая наука обосновывает свой метод формирования понятий
отнесением к ценностям, социология же генерализирует явления, подводя их
под общий закон. Более сложная проблема заключается в осознании
антиномичности самого социологического метода, апеллирующего
одновременно к закону и фактичности знания. Предполагается, что закон
выводится путем обобщения фактов, но это предположение не выдерживает
строгой критики. Закон утверждает лишь гипотетическую связь явлений, а
не заданные опытом реальные соотношения, в единичном — точке
пересечения бесконечного многообразия каузальных рядов — можно лишь
распознать закон, порождаемый мыслимым миром возможностей.
3
Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. СПб.:
Книгоиздательство «Образование», 1911. С. 75.
4
Риккерт Г. Философия жизни: Изложение и критика модных течений
нашего времени. Пг.: Academia, 1922. С. 127.
107
Hosted by uCoz