Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 290 
Next page End  

Макс Вебер, поставивший задачу воссоединить априорную кантовскую
законосообразность и фактичность эмпирического знания, развернул
систему аргументов относительно метода выведения закономерности в
процессе исторического исследования. Он показал, что существенной
предпосылкой метода является установление значимости событий, без чего,
собственно говоря, невозможно понимание. Основой социологической
методологии стала категория «объективной возможности». Закономерность
трактуется здесь уже не как подведение единичного под родовое понятие, а
как порядок изменения событий — функция, не присущая каждому из этих
событий в отдельности.
Предположим, что перед исследователем стоит задача объяснить
некоторый ряд событий, их можно обозначить числами, хотя это и
необязательно: 1, 2, 4, 9, 16, 25, 36, 49,... Законом здесь является
функциональная зависимость х², для которой совершенно безразлично, какое
событие-число подпадает под закон, главное, чтобы они соответствовали
правилу преобразования и занимали теоретически определенное место в
«объективной возможности» закона.
Факты получают осмысленность в свете их отнесения к ценности, т. е.
осмыслении различных возможностей их видения действующими
субъектами. Именно ценностная интерпретация, по Веберу, учит понимать
соответствие факта и его мыслительной обработки, раскрывает перед
исследователем то, что смутно и неопределенно «ощущается». В ходе такой
интерпретации вовсе не нужно выносить какое-либо оценочное суждение.
Вебер ставит вопрос о том, как мы доказываем причинные соотношения
между фактами, вычлененными из бесконечности наблюдаемых явлений?
Здесь требуется каузальное сведение. «Конечно, достигается это не
посредством простого «наблюдения», — пишет он, — во всяком случае, если
под этим понимать лишенное всяких предпосылок мысленное
«фотографирование» всех происшедших в данном пространственно-
временном отрезке физических и психических процессов, даже если бы это
было возможно. Каузальное сведение совершается в виде мыслительного
процесса, содержащего ряд абстракций. Первая и наиболее важная состоит в
том, что мы, исходя из реальных каузальных компонентов бытия, мысленно
представляем себе один или некоторые из них определенным образом
измененными и задаем вопрос, следует ли при измененных таким образом
условиях ждать тождественного в «существенных» пунктах или какого-либо
иного результата»
5
. Непосредственная наглядность 
5
Вебер М. Избранные произведения: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и
послесл. Ю.Н. Давыдова; предисл. П.П. Гайденко. М: Прогресс, 1990. С. 470.
108
Hosted by uCoz