Navigation bar
  Print document Start Previous page
 12 of 290 
Next page End  

предполагалось, будет демонстрацией истинности теории
4
. Критическая
социальная установка нашла выражение в строе мысли, который И.С.
Тургенев назвал нигилизмом. Отличительной чертой нигилизма был отказ от
предрассудков, привычек и обычаев, существования которых разум не мог
оправдать в качестве «естественных» начал. Нигилизм признавал только
один авторитет — разум, он отвергал все, что составляет условную ложь
культурной жизни и противопоставил им абсолютную искренность
5
.
Пророческий пафос доктринальной социологии сближает ее с
религиозно-миссионерской деятельностью. Это сказывается и на
содержании, и на стиле изложения и пропаганды социологических доктрин.
Многие первые президенты Американского социологического общества
вышли из религиозной среды и в основе их теоретических и реформаторских
установок лежат этические традиции протестантизма. Знаменитые
американские социологи конца XIX — начала XX в. У. Самнер, А. Смолл, Д.
Винсент, Э. Хайес, Дж. Лихтенбергер, У. Уитерли, Д. Джиллин начинали
свою карьеру в качестве протестантских проповедников, а Л. Уорд, Ф.
Гидцингс, У. Томас были выходцами из семей пресвитеров
6
.
Социологические учения приняли относительно завершенную форму в
духовной атмосфере просветительской десакрализации мира. Просвещение
открыло, что вселенная лишена морального предназначения, что она
движется по механическим траекториям и, следовательно, мертва. В ней нет
ничего, кроме материала, ждущего преобразования и усовершенствования
уже не к вящей славе Господней, а во имя «гуманных» целей в мире, где Бог
существует лишь в той степени, в какой он социально полезен.
Рациональность мироустройства утратила божественное предназначение и
глубину самодостаточности, стала силой, потенцией, энергией,
преобразующей социальный материал в соответствии с принципами
«справедливости», «свободы» и «равенства». Природа же оказалась не
храмом, а мастерской.
Так возникла социологическая задача создания «Нового мира»,
основанного на рациональном активизмеэнергичном вмешательстве
активного разума в существующий порядок вещей. Замысел знания
сместился с «вечных истин», до которых разум может возвыситься лишь
путем созерцания, очищения от грязи заблуждений и аффектов, 
4
Zeitlin I. Ideology and development of sociological theory. Englewood
Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1981. P. 5.
5
Кропоткин П.Н. Записки революционера. М.: Московский рабочий,
1988. С. 283 -287.
6
Hinkle R., Hinkle G. The development of modern sociology: It's nature and
growth in United States. New York: Random House, 1954. P. 3.
12
Hosted by uCoz