Navigation bar
  Print document Start Previous page
 121 of 290 
Next page End  

теории основано на понятиях «гипотеза» и «выводимость». Теория — это
совокупность гипотетических конструктов, связанных отношениями
выводимости. Данное определение ограничивает класс возможных теорий
предположениями, соответствующими требованиям общности,
фальсифицируемости, проверяемости и т.п. А кроме того, эти
предположения связаны парными отношениями следования (импликациями
или отношениями выводимости).
Когда речь идет о дедуктивном выводе, высказывание «Если А, то В» не
вызывает сомнений. Элементы социологических теорий соединены
вероятностными отношениями. Некоторые из них образуют концептуальное
ядро теории, другие находятся на периферии теоретического пространства,
т. е. обладают слабой связью с основополагающими понятиями теории.
Например, многократные высказывания позднего Ф. Энгельса об
«обратном» влиянии идеологической надстройки на производственные
отношения является ослаблением структурных постулатов марксизма о
способе производства материальной жизни как главном детерминирующем
факторе общественного развития. Не существует ни одной достаточно
полной теории, элементы которой находились бы в отношениях
взаимовыводимости. Равным образом невозможно написать абсолютно
завершенную картину.
Базовые элементы теории могут не требовать прямой эмпирической
проверки, но вытекающие из них гипотезы должны предполагать
возможность опровержения. Например, теория о взаимосвязи пуританского
мировоззрения с развитием научного знания формулируется Р. Мертоном
следующим образом: «Пуританская этика как идеальнотипическое
выражение ценностной установки на аскетический протестантизм
предопределила интересы англичан XVII века, что составило важный
элемент развития науки. Глубоко укорененные религиозные интересы того
времени требовали последовательного применения систематического,
рационального и эмпирического исследования природы для прославления
Бога в его творениях и для контроля над развращенным миром»
15
. В
частности, одна из версий опровержения мертоновской теории науки
заключается в анализе «непротестантских» форм научного знания. Если
обнаружится, что требование «систематического, рационального и
эмпирического исследования природы для прославления Бога» присуще и
другим религиям, это еще не опровергает теорию, хотя делает ее уязвимой.
Теория структурирована по уровням обобщения и устойчивости
гипотез. Концептуальное ядро теории характеризуется наибольшей 
15
Merton R. Puritanism, pietism, and science // Social theory and social
structure. New York: Free Press, 1957. P. 574-575.
116
Hosted by uCoz