Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 290 
Next page End  

ременной зависимой. Например, если существует связь между некоторым
методом преподавания и степенью усвоения материала студентами, то
студенты обнаруживают более высокую успеваемость после применения
данного метода. Для того чтобы установить совместную изменяемость
метода преподавания и успеваемости, сравниваются успеваемость в группе
студентов, подвергшихся воздействию переменной x (метода преподавания)
с успеваемостью в группе студентов, не подвергшихся такому воздействию.
Иными словами, чтобы установить ковариацию, значения зависимой
переменной замеряются до и после применения независимой переменной.
Иная версия сравнения: данные по группе, где применялась независимая
переменная, сравниваются с данными по группе, где независимая
переменная не применялась. В первом случае группа сравнивается с самою
собой, во втором — экспериментальная группа сравнивается с контрольной.
Манипуляция с экспериментальными объектами позволяет включить в
научный вывод суждение о причинной зависимости между переменными. Со
времен Юма известно, что причинность не может быть выведена с помощью
одного только рассудка и основана на привычке — суждении, находящем
свои основания в практическом, вненаучном опыте. Экспериментирование
заключается в привнесении изменений в независимую переменную, которые
вызывают соответствующие изменения в зависимой переменной. Здесь
отчетливо прорисовывается критерий зависимости / независимости:
зависимая переменная всегда реагирует на внесение изменений в
независимую переменную. Известно также, что «после этого — не по
причине этого». Предшествование по времени является необходимым, но
недостаточным условием причинения. Нужна еще уверенность в том, что
причина лежит именно в данной, а не в иной переменной. В лабораторных
условиях возможно манипулировать переменными и осуществлять замеры
до и после изменений. В естественной обстановке манипулировать
обстоятельствами чаще всего невозможно.
В 1940 г. был осуществлен проект «Народный выбор» («The
people
choice»), в котором впервые в истории социологических исследований
использовался временной параметр. П. Лазарсфельд, Б. Берельсон и X. Годе
изучали мотивы поведения избирателей в небольшом американском городке
Эри Коунти. Аналитическая схема исследования была простой. Если А
рассматривается как причина В, то должны выполняться следующие
условия:
1) А и В подчинены ковариации: изменение А происходит вместе с
изменением В;
2) А должно изменяться до того, как изменится В. А может наблюдаться
до В, но не быть причиной В; например, солнце всходит раньше, чем
начинается час пик на транспорте, но это не причина в 
126
Hosted by uCoz