Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 290 
Next page End  

Казалось бы, ничего не происходит, когда Леша не поступает в
университет и вынужден служить полтора года в армии. А Оля поступила в
институт (заметим: уровень образования девушек в этом возрастном периоде
выше, чем уровень образования мужчин). Надо отдать ей должное: она
дождалась возвращения Леши из армии и они, наконец, поженились. Оля
перешла на третий курс, а ее муж поступил на первый. (Как видим, базовая
социологическая гипотеза применительно к тысячам таких семей не
оправдывается.)
Для социолога «Оля» и «Леша» — идеальные типы. На разных этапах
жизненной траектории «типов» соотношение их уровней образования
меняется, и задача научного сотрудника заключается в том, чтобы
установить, что приводит к изменению соотношения образований
миллионов «Оль» и «Леш». Пока гипотеза развертывается без демонстрации
каких-либо эмпирических данных в квазилогической, точнее, нарративной
манере.
Теперь можно построить альтернативную гипотезу, опровергающую
базовое предположение в определенном интервале возраста: в семьях, где
возраст каждого из супругов не превышает 25 лет, их образование
одинаково. Проверить данную гипотезу легко. Можно даже не проводить
самостоятельного исследования, а запросить в банке данных сведения по
подвыборке семей, где возраст мужа и жены не превышает 25 лет.
Несомненно, признаки возраста и образования супругов используются в
любом обследовании семей. Отсюда вывод: обратное соотношение уровней
образований супругов не подтверждается в группе молодых семей.
А как обстоит дело в старших возрастах? Нетрудно догадаться, что у
миллионов Оль после вступления в брак рождаются дети, что в большинстве
случаев препятствует активной учебе. Леша догоняет Олю (которая сидит в
декрете, да и потом все силы отдает ребенку) по уровню образования и
успешно делает карьеру. Здесь начинается отрыв образования мужей от
образования жен. Нетрудно построить таблицу для подвыборки семей с
большим стажем и посмотреть на частотное распределение. И в том, и в
другом случаях мы «очистили» научный вывод от влияния возраста. Базовая
гипотеза не опровергнута целиком, но зато область ее подтверждения
существенно ограничена.
Далее мы должны проверить, нет ли еще каких-либо существенных
переменных, опровергающих исходную генерализацию. Соблюдается ли
«обратное» соотношение уровней образования в семьях без детей, с одним
ребенком, с двумя и более детьми. Может быть, значительные различия
существуют между первым и последующими браками? Кого-нибудь из
младших научных сотрудников озарит идея, 
136
Hosted by uCoz