Navigation bar
  Print document Start Previous page
 166 of 290 
Next page End  

вал тогда свой прогноз на обследовании 2500 человек, и ошибка составила
1,3 процентных пункта
8
. Результаты неплохие.
Итак, даже очень маленькая выборка при условии, что она хорошо
распределена в генеральной совокупности, может быть вполне
репрезентативной. Чем больше объем выборки, тем выше точность ее
результатов, однако очевидно, что огромная выборка не гарантирует
стопроцентного попадания. Плохо распределенная выборка в десять
миллионов человек хуже, чем хорошо распределенная выборка в сто
человек.
Со времени своего создания в 1935 г. Американский институт
общественного мнения провел сотни предвыборных опросов. Средняя
ошибка репрезентативности в 1936—1940гг. составляла 5,6 процентных
пункта, в 1940—1944 гг. — 3,4, в 1944—1947 гг. — 2,6. В 1944 г. прогноз
Гэллапа на президентских выборах был выполнен с точностью до 1,8
процентных пункта, а средняя ошибка по 48 штатам составила 2,5. В 1950—
1958 гг. ошибка прогноза была 1,7 процентных пункта, в 1960—1968 гг. —
1,5, в 1970—1978 гг. — 1,1
9
.
Второй тип ошибок выборки —
систематические ошибки. Это
неконтролируемые перекосы в распределении выборочных наблюдений,
которые приводят к «утере» проектируемого объекта исследования. В
отличие от случайных систематические ошибки распределяются вокруг
средней неравномерно, при возрастании объема выборки не уменьшаются.
Число опрошенных здесь уже не имеет значения, потому что фактическая
генеральная совокупность — та, что соответствует выборке, уже «уехала» от
проектируемой, а исследователь продолжает надеяться на
репрезентативность. Систематические ошибки в отличие от случайных не
поддаются предварительному контролю.
Осенью 1936 г. в истории социологических исследований произошло
событие, радикально изменившее представления о построении выборки для
массовых опросов. В первые десятилетия XX в. американские газеты и
журналы соревновались за то, чтобы стать выразителями общественного
мнения. Журнал «Литерэри Дайджест» проводил «соломенные опросы»
перед выборами с 1925 г. и никогда не ошибался. Рассылались миллионы
почтовых бюллетеней — тем, кто числился в телефонных справочниках и
списках автовладельцев. Система работала хорошо до тех пор, пока
избиратели со средними и высокими доходами голосовали в равной степени
и за демократов, и 
8
Gallup G. A guide to public opinion polls. Princeton: Princeton University
Press, 1948. P. 20-22.
9
Gallup G. The Gallup poll: Public opinion 1978. Wilmington, Delaware:
Scholarly Resources, 1979. P. XLIV.
159
Hosted by uCoz