Navigation bar
  Print document Start Previous page
 17 of 290 
Next page End  

Расселл Сейдж создал Отдел социальных обследований и общественного
наблюдения. За 3 месяца до опроса в Спрингфилде (штат Иллинойс)
развернулась шумная газетная кампания по выявлению «социальных
проблем». В проект включились все жители города, каждый из которых внес
в фонд проекта 10 центов. Кроме того, в работе участвовали тысячи
добровольцев.
Характерно, что никто из «сервейсров» не ставил вопрос об
искажающем влиянии исследовательского энтузиазма на качество данных.
Наоборот, целью обследования было вызвать общественный резонанс.
«Установить факт — это только начало дела, первый шаг для того, чтобы
сделать факт эффективным, — писал К. Тейлор. — Завершающий шаг — это
такая презентация факта, при которой вы обретаете уверенность, что он
принят сообществом»
13
. К 1928 г. в США было проведено 154 «общих»
обследования и 2621 специализированное
14
.
В ранней американской социологии обследование (survey) связывалось
преимущественно с инженерной ориентацией и воплощало идеалы
«Американской мечты». Социальное обследование служило своеобразной
формой артикуляции социальной утопии. «Вне утопического видения
исследовательских задач и воодушевления, возникающего в
предвосхищении будущего, основная цель обследования недостижима», —
писала К. Ароновичи
15
. Впоследствии, когда в методологии социальных наук
возобладал позитивистский идеал строгого незаинтересованного знания,
утопическая эйфория была вытеснена по крайней мере в «подсознание»
социологии. В. Томлинсон справедливо замечает, что стремление социолога
усовершенствовать организацию общества часто противоречит
квалифицированной исследовательской работе, которая заключается в том,
чтобы преобразовать страсть доброхота (do-gooder) в компетентность
фактофиксирующего анализа
16
.
Академическая социология, сложившаяся в конце XIX — начале XX в.,
дистанцировалась от массовых обследований и развивалась в русле
теоретических доктрин. Новый этап развития социологической методологии
связан с Чикагской школой, наиболее продуктивный период деятельности
которой приходится на 1920-е гг. Важной чертой чикагского
методологического стиля является стремление к точному.
13
Taylor С. The social
survey, it's
history
and
methods. Columbia, Missouri:
University of Missouri, 1919. P. 51-52.
14
Bulmer М. The Chicago Sociology: Institutionalisation, diversity and the
rise 
15
Aronovici K. The social survey. Philadelphia. The Harper Press, 1916. P. I.
16
Tomlinson R. Sociological concepts and research: Acquisition, analysis and
interpretation of social information. New York: Random House, 1967. P. 3—4.
17
2-365
Hosted by uCoz