Navigation bar
  Print document Start Previous page
 173 of 290 
Next page End  

кой. Его результаты должны появиться завтра на газетной полосе и тут же
устареть. Аналогичная ситуация складывается в маркетинге — экспозиция
рекламного «паттерна» требует немедленного анализа и прослеживания его
влияния на сознание потенциальных покупателей, пока «паттерн» не
потеряет свою эффективность. Обычно «моментные» выборки применяются
в тех областях социологии, которые ориентированы не на концептуальные
результаты, а на внешнего заказчика и выполняют «обслуживающие»
функции.
Третий тип систематических ошибок недостаточный учет
аномальных и труднодоступных единиц исследования. Речь идет о тех, кто в
силу обстоятельств имеет меньшую вероятность попасть в выборку. Если
первый тип систематической ошибки связан с давлением доступных единиц,
в данном случае причину ошибки можно обозначить как ненавязчивость
малодоступных единиц. Их мало, и социолог уже на стадии проектирования
генеральной совокупности должен решить, стоит ли пренебрегать
малочисленными группами лиц, лишенных свободы, не имеющих
определенного места жительства, работающих в отрыве от дома и т. п. Если
учет малодоступных единиц не имеет существенного значения для
исследования (в большинстве случаев бывает именно так), следует указать,
что они исключены из выборочной совокупности. К малодоступным
единицам относятся также больные, в частности, находящиеся в
стационарах, очень нелегко получить возможность обследовать личный
состав Вооруженных Сил (здесь может заключаться источник серьезных
систематических ошибок).
Меньшие шансы на попадание в выборку имеют те, кого нет дома, и
отказывающиеся сотрудничать с интервьюером. Недостаточный учет
отсутствующих в месте сбора данных, как правило, по месту проживания,
— четвертый тип систематических ошибок. Казалось бы, не оказаться дома в
момент посещения интервьюера может любой человек (канон полевого
исследования требует, как минимум, троекратного посещения). На самом
деле, отсутствуют дома вполне определенные контингента населения. По
данным Н.Н. Чурилова, при первом посещении интервьюерам удается
опросить большую часть женщин и меньше половины мужчин; при
трехкратных посещениях обнаруживается, что в числе 4 — 7%
труднодоступных респондентов также преобладают женщины. Среди
рабочих труднодоступных респондентов 5%, среди служащих — 8%. Чем
моложе респонденты, тем больше вероятность опросить их при первом
визите интервьюера. С увеличением возраста респондентов увеличивается
доля труднодоступных — это противоречит распространенному мнению,
будто люди старшего возраста менее мобильны, чем остальные группы
населения. Наиболее доступны респонденты, никогда не состоявшие в браке,
166
Hosted by uCoz