Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 290 
Next page End  

Глава 6.Экспериментальный метод в социологии
1. Схема эксперимента
Для чего нужна контрольная группа? Три способа выравнивания
контрольной и экспериментальной групп. Задачи, решаемые экспериментом:
сравнение, манипулирование, контроль, генерализация. Три условия
экспериментального вывода: временная последовательность, ковариация,
контроль «третьего» фактора. Определения внутренней и внешней
валидности. Типичные нарушения внешней валидности: отсутствие
репрезентативности и искусственно созданная экспериментальная ситуация.
Всякое человеческое действие, предпринятое для достижения
определенного результата, — это эксперимент, более или менее успешный.
Задача науки заключается в том, чтобы установить точные правила
экспериментирования и применять их для достижения заданных параметров.
Объектом эксперимента для социолога являются люди и социальные
общности — часто их реакция на «научное» вмешательство оказывается
непредсказуемой, во всяком случае для экспериментатора.
Логика экспериментального метода была разработана английским
социологом и моралистом Джоном Стюартом Миллем, жившим в XIX в.
Милль установил пять логических схем индуктивного вывода, одна из
которых — «метод различия» — являет собой классическую схему
эксперимента.
Схема эта довольно проста. Сначала берутся две совокупности (два
объекта) и выравниваются по значимым признакам. Иначе говоря, нужно
сделать так, чтобы группы практически не различались. Конечно, они не
могут не различаться вовсе. Поэтому внимание экспериментатора
сосредоточивается на значимых признаках, т. е. на тех, которые могут
оказать влияние на результаты эксперимента.
190
Hosted by uCoz