Navigation bar
  Print document Start Previous page
 20 of 290 
Next page End  

вание случая» как подробное изучение события, которое иллюстрирует
общий принцип
20
. В монографии Дж. Фиджина, А. Орума и Г. Сьоберга
«исследование случая» трактуется как глубинное, всестороннее изучение
единичного социального феномена с использованием качественной
методологии. Качественно обогащенная, жизненная социология
противопоставляется стандартной современной «журнальной социологии»
американского образца
21
. Одна из причин популярности «исследований
случая» связана с распространением паранауки и ослаблением внутреннего
нормативного контроля в профессиональном сообществе
22
.
Рост популярности массовой периодической печати в конце XIX
начале XX в. обусловил возникновение еще одного вида социальных
обследований — опросов аудитории органов массовой информации.
Первоначально они получили наименование «соломенные опросы» (straw
polls). Впервые сообщение о «соломенном опросе» появилось в 1824 г. в
Вилмингтоне (штат Делавэр), а затем в Северной Каролине (газета «Стар»
может считаться пионером этого начинания). Систематические опросы были
проведены «Бостон Глоб» (1883 г.), «Нью-Йорк Геральд» (1908, 1912 и 1916
гг.). Бланк опроса публиковался на газетной полосе и читатель должен был
заполнить его, вырезать и послать в редакцию. Хотя сведения публиковались
в виде процентных распределений, какие-либо соображения о качестве
данных отсутствовали. Исключение составила попытка газеты «Диспэтч»
(Колумбус, штат Огайо) собирать мнения с помощью группы
распространителей напечатанного бюллетеня. Это была первая попытка
систематической организации полевого интервьюирования, в том числе
отбора респондентов по полу, возрасту, профессии и месту проживания. К
середине 1940-х гг. получили известность опросы «Миннеаполис Стар
Джорнэл энд Трибьюн», газет «Ивнинг Бюллетин» в Филадельфии,
«Вашингтон Пост»
23
.
В 1920-е гг. опросы аудитории газет и журналов приобрели огромную
популярность. Только в ходе президентских выборов 1928 г. было проведено
85 «соломенных опросов». Хотя в центре 
20
Mitchell J.-C. Case and situational analysis// Sociological Review. 1983.
Vol. 51. No. 2. P. 187-211.
21
Feagin J., Orum A., Sjoberg G. A case for the case study. Chapel Hill:
University of North Carolina Press, 1991.
22
Батыгин Г.С., Девятко И.Ф. Миф о «качественной социологии» //
Социологический журнал. 1994. ¹ 2. С. 8 — 42.
23
Parten М. Surveys, polls and samples: Practical procedures. New York:
Harper & Brothers, 1950. P. 23-24.
20
Hosted by uCoz