Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 290 
Next page End  

С помощью сравнения устанавливается, влечет ли за собой изменение
значения независимой переменной изменение значения переменной
зависимой. Например, если существует связь между некоторым методом
преподавания и степенью усвоения материала студентами, то студенты
обнаруживают более высокую успеваемость после применения данного
метода. Для того чтобы установить совместную изменяемость метода
преподавания и успеваемости, сравниваются успеваемость в группе
студентов, подвергшихся воздействию переменной х (метода преподавания)
с успеваемостью в группе студентов, не подвергшихся такому воздействию.
Иными словами, чтобы установить ковариацию, значения зависимой
переменной замеряются до и после применения независимой переменной.
Иная версия сравнения: данные по группе, где применялась независимая
переменная, сравниваются с данными по группе, где независимая
переменная не применялась. В первом случае группа сравнивается с самою
собой, во втором — экспериментальная группа сравнивается с контрольной.
Без сравнения никакой экспериментальный план невозможен.
Распределение испытуемых по группам — довольно сложная этическая
и методическая проблема. Если проинформировать человека, что он включен
в контрольную группу, это может повлиять на результат эксперимента.
Нетрудно предугадать, какой эффект вызовет переход половины класса в
отдельное помещение. Если не сообщать испытуемым о замысле
исследования, возникают некоторые этические сложности, связанные с тем,
что личность становится объектом манипуляции. В большинстве случаев
испытуемый не должен ничего знать об истинных исследовательских
гипотезах. Поэтому в полевой работе, как правило, предусматривается
«легенда», маскирующая истинные намерения экспериментатора. Даже если
испытуемый знает, что находится под наблюдением, он не должен
догадываться, какая задача на самом деле решается в эксперименте.
Демаскировка равнозначна срыву полевой работы.
Этические проблемы, возникающие в социологическом
экспериментировании, не более серьезны, чем аналогичные проблемы в
медицине и биологии. Манипулирование людьми, обращение с ними, как с
материалом, — неизбежный факт исследовательской работы. Конечно, здесь
возможны злоупотребления, но где их нет?
В отличие от естественных и технических наук в социологии
отсутствуют теоретические схемы, являющиеся основанием для оценки
значимости переменных. Когда инженер проверяет надежность прибора на
стенде, он знает, что окраской корпуса в большинстве случаев можно
пренебречь. Иное дело — живые респонденты, для которых могут оказаться
весьма существенными параметрами как раз 
195
Hosted by uCoz