Navigation bar
  Print document Start Previous page
 206 of 290 
Next page End  

ностью. Подтверждение внешней валидности достигается путем
многочисленного воспроизведения эксперимента в новых условиях.
Проблемы внутренней валидности логически разрешимы посредством
статистического контроля и оценивания. А внешняя валидность не имеет
убедительного логического обоснования. «Если имеется внутренне
валидный [экспериментальный] план,... — пишет Д. Кэмпбелл, — то эффект
продемонстрирован только для тех конкретных условий, которые оказались
общими для экспериментальной и контрольной групп, т. е. для
предварительно обследованных групп, включающих лиц определенного
возраста, интеллекта, социальноэкономического статуса, географического
региона, взятых в определенный исторический момент, приданной
ориентации светил, определенном атмосферном давлении, уровне гамма-
излучения и т. д.»³.
2. Типичные нарушения внутренней валидности вывода
Изменения исторического фона, матурация, несоответствие составов
контрольной и экспериментальной групп, отсев респондентов,
нестабильность инструментального комплекса, эффект тестирования,
реактивный эффект. «Натурные» эксперименты.
На результаты эксперимента оказывают влияние любые события,
происходящие во время проведения исследования, особенно если оно
занимает продолжительное время. Сама зависимая переменная меняется под
влиянием посторонних обстоятельств, и какое из них обусловило изменения,
— остается неясным. Причины изменений обозначаются как изменения
исторического фона. Под «историей» имеется в виду история эксперимента.
Предположим, проверяется гипотеза о воздействии пропаганды на
поведение избирателей. В соответствии со схемой эксперимента
осуществляется замер электоральных предпочтений до пропагандистской
атаки и после нее. Затем сопоставляются значения этой переменной в двух
группах: экспериментальной, подвергавшейся пропагандистскому
воздействию, и контрольной, где на избирателей не оказывалось влияния.
Предположим, далее, что установлены существенные различия между
экспериментальной и контрольной 
3
Кэмпбелл Дж, Модели эксперимента в социальной психологии и
прикладных исследованиях: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. М.И. Бобневой;
Вступ. ст. Г.М. Андреевой. М.: Прогресс, 1980. С.72 - 73.
199
Hosted by uCoz