Navigation bar
  Print document Start Previous page
 208 of 290 
Next page End  

стиль интервьюирования. При экспериментах, связанных с контролем
успеваемости студентов, такого рода погрешности практически неизбежны.
Необходимо не только сохранить критерии оценки знаний — часто
интуитивные, но даже тот психологический настрой, который был присущ
экзаменатору в момент первой проверки. Смена экзаменатора в данном
случае эквивалентна смене инструмента и препятствует всяким
сопоставлениям.
Экспериментальный инструментарий предполагает однократное
применение к одному испытуемому. В противном случае возникнет эффект
тестирования. Если экспериментатор обратится с тем же тествопросником
вторично, результаты замера будут иными, поскольку испытуемый уже
знаком с инструментом и будет осознанно или неосознанно корректировать
свои реакции, например, стараться вспомнить, что говорил прошлый раз, и
воспроизводить свои ответы. Собственно говоря, знакомый испытуемому
тест-вопросник — уже другой инструмент, чем тот, который применялся на
стадии претеста, и сравнение данных содержит существенную погрешность.
И, наконец, самые существенные искажения связаны с влиянием на
результат эксперимента наряду с независимой переменной самой
экспериментальной ситуации — часто такое влияние называют реактивным
эффектом.
Лучше всего проиллюстрировать возникновение реактивного эффекта
на примере проверки нового метода лечения. Зная о том, что на них
испытывается новый метод лечения, пациенты обнаруживают заметные
улучшения по крайней мере в клинической симптоматике заболевания.
Лучше себя чувствуют даже те, кто входит в контрольную группу, т. е, не
находится под воздействием экспериментальной переменной.
Влияние инструмента на реакции респондентов может быть самым
неожиданным. В литературе хорошо описан «эффект интервьюера», когда
ответы в значительной мере обусловлены невольным воздействием личности
интервьюера. Реже упоминается, что вопросы, задаваемые в ходе одного
интервью, обнаруживают более высокую корреляцию, чем те же вопросы,
включенные в разные анкеты. Если вопросы интервью следуют друг за
другом, наблюдается «галаэффект»: корреляция между ними выше, чем
между такими же, но «отдаленными» вопросами. Корреляция между
данными, полученными в один день, выше, чем корреляция между данными,
полученными в разные дни.
Следует различать действие экспериментальной переменной и
экспериментальной ситуации. В последнем случае мы имеем дело с
реактивным эффектом. В медицине от него пытаются избавиться с помощью
placebo — контрольным больным дают «видимость» экспе
201
Hosted by uCoz