Navigation bar
  Print document Start Previous page
 212 of 290 
Next page End  

соблюсти невозможно. Второе условие эксперимента также нарушено,
поскольку в социологии переменные чаще всего не специфицированы и
образуют синдромы. Например, классовая принадлежность означает и
владение собственностью, и образование, и культурные приоритеты, и
престиж. Такого рода синдромы, как правило, не поддаются разложению на
единичные признаки и, следовательно, экспериментальной манипуляции. И,
наконец, в естественных условиях невозможно выровнять
экспериментальную и контрольную группы. Поэтому требования сравнения,
манипулирования и контроля оказываются невыполнимыми для большей
части социологических задач. Отсутствие экспериментального контроля
может быть с успехом компенсировано философским теоретическим
дискурсом. Например, пресловутый английский индивидуализм объяснялся
Э. Канетти разрозненностью индивидов, окруженных морем и
воображающих себя капитанами
6
.
При сравнении статистических групп основная трудность состоит в
установлении тех, кто подвергся воздействию экспериментальной
переменной. Собственно говоря, необходимо четко отделить контрольную
группу от экспериментальной после того, как экспериментальная
переменная уже «сработала» без участия со стороны экспериментатора. Этой
схеме Ф. Чэпин дал наименование ex
post
facto. Он изучал влияние
школьного обучения на жизненный успех и карьеру за период в десять лет
7
.
Данные о карьере собирались методом интервью, а ситуация в школе
устанавливалась из архивных источников. Чэпин обнаружил, что
окончившие школу имели более высокие показатели жизненного успеха, чем
те, кто не смог завершить обучение. Было также установлено, что
естественная «контрольная» группа отличалась от «экспериментальной»:
социальный статус родителей респондентов, окончивших школу, был выше,
чем у «контрольных» респондентов. Спрашивается, не является ли успешное
окончание школы, продвижение в статусе на протяжении последующих
десяти лет следствиями «третьего» фактора, например родительской семьи и
окружения? Чэпин выравнивал группы учеников по социальному статусу
родителей и другим «стартовым» признакам, которые могли повлиять на
жизненный успех и карьеру. Массив разделялся только по признаку
окончания / не окончания школы. Выравнивание, осуществленное Чэпином,
не считается вполне корректным: для тех, 
6
Канетти Э. Народы и символы // Новое время. 1991. ¹ 32. С.41 43.
7
Сhapin F.S. Experimental design in sociological research. New York:
Harper, 1955. P. 99-124.
205
Hosted by uCoz