Navigation bar
  Print document Start Previous page
 226 of 290 
Next page End  

представитель фирмы и объявил, что получены потрясающие результаты:
объем сбыта резко возрос. Лазарсфельд не мог понять, в чем дело, поскольку
исследование не было завершено и отчет о результатах не был подготовлен.
Ситуация оказалась проще, чем он предполагал. Зная о том, что отдел
оказался в центре внимания исследователей, его служащие активизировались
и сумели получить неплохие результаты. Причина заключалась в том, что
норма, неформально принятая группой в качестве стандарта, была
повышена. Суть реактивного эффекта можно сформулировать следующим
образом: контроль переменных в «человеческой ситуации» вводит в данную
ситуацию новую, незапланированную переменную.
5. Эксперимент по формированию групповых норм Музафера
Шерифа
Неструктурированная ситуация как фактор выравнивания
экспериментальной и контрольной групп. Автокинетический эффект.
Влияние групповых оценок на индивидуальное поведение. Спонтанное
возникновение интерсубъективных норм
Исследование, проведенное в психологической лаборатории
Колумбийского университета М. Шерифом в 1935 г., развивало хоуторнскую
программу, в частности, возобладавшую к тому времени
антибихевиористскую идею спонтанности действия. Эта идея
демонстрируется экспериментатором просто и элегантно. Вопрос ставится
следующим образом: как возникают нормы группового взаимодействия при
отсутствии внешних побудительных импульсов? Иными словами, что будет
делать человек, попавший в объективно нестабильную ситуацию, где
отсутствуют какие бы то ни было ориентиры во внешнем поле действия?
Если же в такую ситуацию попадает группа, то как влияет групповое
взаимодействие на поведение индивида? Опираясь на концепцию гештальта,
Шериф нашел способ поставить испытуемых в неструктурированную
ситуацию и наблюдать за процессом формирования норм в процессе их
совместной деятельности. При этом контролировались практически все
значимые переменные
15
.
Неструктурированная ситуация, которую Шериф создал в лаборатории,
заключалась в размещении в совершенно темной комнате точечного
источника света. Испытуемый, находясь в темноте, не 
15
Sherif M. The psychology of social norms. New York: Harper & Row,
1936.
219
Hosted by uCoz