Navigation bar
  Print document Start Previous page
 233 of 290 
Next page End  

Как и в других лабораторных экспериментах, в эксперименте Левина
остается не вполне ясным, можно ли распространять выводы о влиянии
авторитаризма, демократии и «попустительства» на групповое поведение за
пределы игры школьников в лошадки или эта закономерность присуща
любым социальным процессам. Во всяком случае результаты других
исследований и исторических наблюдений показывают, что факты не
противоречат заключениям Левина и его коллег.
Вопросы
1.
Чем отличается эксперимент от обычного социологического
исследования?
2.
Какова логическая схема эксперимента, разработанная Джоном
Миллем?
3.
Для чего в экспериментальном исследовании нужна контрольная
группа?
4.
Какие способы применяются для выравнивания контрольной и
экспериментальной групп?
5.
Что такое валидность эксперимента?
6.
Почему в хоуторнском эксперименте величина выработки
возрастала и в контрольной, и в экспериментальной группах?
7.
Почему оценки респондентов-«одиночек» в эксперименте
Шерифа были более дисперсными, чем оценки членов группы?
8.
Как Левин определял авторитарный, демократический и
«попустительский» стили лидерства?
9.
Как влияло чередование стилей лидерства на динамику
агрессивности в группе по данным эксперимента Левина?
10.
Как можно объяснить возрастание агрессивности в
«демократических» и «попустительских» группах при вмешательстве
«чужого»?
11.
Почему в качестве единицы исследования Левин и Шериф
использовали не личность, а «социальную ситуацию»?
12.
Насколько возможно распространять результаты
экспериментальных наблюдений на массовые социальные процессы?
13.
Как соотносятся внутренняя и внешняя валидность?
ЛИТЕРАТУРА
1.
Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики: Учебник. М.:
Космополис, 1994 (Гл. VIII «Правдоподобные рассуждения»).
2.
Вихалемм П. Эксперимент в социологическом исследовании //
Методы сбора информации в социологических исследованиях / Отв. ред. В.Г.
Андреенков, О.М. Маслова. Кн. 2. М.: Наука, 1990. С, 190 — 214.
226
Hosted by uCoz