Navigation bar
  Print document Start Previous page
 236 of 290 
Next page End  

Что бы ни воображали по поводу своей миссии в мировой науке
интеллектуалы, их задача заключается в том, чтобы к 100 тысячам статей,
публикуемых по социальным и поведенческим наукам в течение года,
прибавить еще несколько своих статей. Многие специалисты, участвующие
в производстве знания, вообще не публикуются, другие публикуются, но не
цитируются — таких большинство. По ориентировочным оценкам 2/3
публикаций вообще не воспроизводятся в какой-либо форме в последующем
литературном потоке и растворяются в нем, казалось бы, бесследно. Однако
это не значит, что они не нужны. Каждый специалист немножко надеется,
что открывает истину в последней инстанции, но в отличие от дилетанта или
любителя строго придерживается правил научного метода. Кроме того, он
хорошо сознает, что его работа будет преодолена, и сам стремится пойти
дальше уже сформулированных им и его предшественниками выводов.
В 1918 г. в своей знаменитой лекции «Наука как призвание и
профессия» в Мюнхенском университете М. Вебер сказал: «Каждый из нас
знает, что сделанное им в области науки устареет через 10, 20, 40 лет. Такова
судьба, более того, таков смысл научной работы, которому она подчинена и
которому она служит, и это как раз составляет ее специфическое отличие от
всех остальных элементов культуры; всякое совершенное исполнение
замысла в науке означает новые "вопросы», оно по своему существу желает
быть превзойденным. С этим должен смириться каждый, кто должен
служить науке. Научные работы могут, конечно, долго сохранять свое
значение, доставляя "наслаждение» своими художественными качествами
или оставаясь средствами обучения научной работе. Но быть
превзойденными в научном отношении — не только наша общая судьба, но
и наша общая цель. Мы не можем работать, не питая надежды на то, что
другие пойдут дальше нас. В принципе этот прогресс уходит в
бесконечность»¹.
Скажем так: цель научных занятий состоит в добросовестном служении
универсальной категории истины и отстранении, — часто требующем не
просто незаинтересованности, но мужества, — от ценностей, пристрастий и
тому подобных не имеющих значения обстоятельств. В социологии науки
эти обстоятельства воспроизводства научного знания обозначаются как
«внешняя экспертиза» — в отличие от «экспертизы внутренней», где имеет
значение только знание и ничто иное. Отсюда, в частности, следует, что
наука — не 
1
Вебер М. Наука как призвание и профессия / Пер. с нем. А.Ф.
Филиппова, П.П. Гайденко // Вебер М. Избр. произведения. М.: Прогресс,
1990. С. 712.
229
Hosted by uCoz