Navigation bar
  Print document Start Previous page
 237 of 290 
Next page End  

работа, а служба, и подготовка публикации — служебный акт, подчиненный
своеобразному «воинскому артикулу».
Статья начинается с заглавия. Сформулировать заглавие не так просто,
как кажется на первый взгляд. Самая распространенная ошибка здесь —
неадекватное представление содержания научного материала в заглавии.
Определяющее значение для заглавия публикации имеет предмет
исследования, который должен отчетливо отделяться от объекта
исследования.
Предмет исследования — это совокупность существенных признаков
(или переменных), которые изучались авторами сообщения. Вопрос об
объекте — это вопрос о том, кому эти признаки принадлежат, кто
исследовался.
Если в заглавии статьи раскрывается не предмет, а объект изучения, оно
является неадекватным. Например, заглавие «Социологическое
исследование инженеров» содержит только один информативный признак —
профессиональную принадлежность обследованных к инженерам, а что
исследовалось — неясно. В статье же речь идет о том, что инженеры, как
правило, знакомятся с девушками на производстве.
Иначе говоря, предмет—это изучаемые параметры, а объект — это
изучаемый контингент, совокупность единиц (людей, сообществ,
институтов, текстов и т. п.). В заглавии принято указывать, во-первых,
предмет, во-вторых, объект исследования. Смысловую арматуру заглавия
образуют ключевые слова — именно они помогут коллегам распознать
статью среди тысяч других.
Заглавие не должно быть ни слишком широким, ни слишком узким,
перегруженным ключевыми словами. Рассмотрим в качестве примера
заглавие статьи «Влияние социального статуса родителей на
профессиональную ориентацию школьников подросткового возраста в
Московской области в 1994 году». Это заглавие очень точное, но при
описании публикации библиограф-предметизатор не имеет возможности
разыскивать жемчужные зерна в столь большой куче ключевых слов.
Одна из распространенных ошибок при формулировании заглавий —
использование «публицизмов». Социологу не чуждо ничто человеческое, в
том числе и стремление говорить красиво. Публицизмы — это красивые
слова и словосочетания, рассчитанные на восприятие профессионально
неподготовленным читателем — профаном. Как правило, публицизмы несут
выраженную метафорическую нагрузку. В этом не было бы ничего плохого,
если бы подобного рода термины в заглавии были релевантны предмету, т. е.
давали возможность распознать тему публикации. Чаще всего публицизмы
не информативны. Это не относится к статьям, выполненным в духе
эзотерического эссе, которые 
230
Hosted by uCoz