Navigation bar
  Print document Start Previous page
 24 of 290 
Next page End  

к «как?». Поскольку под собирательным термином «социология» имеются в
виду не только теории в собственном смысле слова, но и различные
«дискурсы», в том числе «идеологии», общепринятых норм социологической
методологии не существует. Всемирный социологический конгресс 1990 г. в
Мадриде прошел под девизом «Много социологии для одного мира». Даже
если это и так, многочисленные «социологии» свидетельствуют о
разочаровании в возможности найти один-единственный правильный путь к
истине.
В основании новоевропейской научной методологии лежит
сформировавшееся в XVII в. убеждение в том, что существуют однозначно
интерпретируемые правила, следуя которым можно прийти к результату
исследования: из всех возможных путей к истине ведет один, все остальные
ведут к заблуждению./В современной науке понятие методологии приобрело
черты неопределенности и не соотносится с ясными и отчетливыми
истинами. Под методологией понимаются правила, согласно которым
происходит принятие либо отбрасывание теорий и исследовательских
программ. Во-первых, эти правила функционируют в качестве кодекса
научной честности, вовторых, выполняют функцию жесткого ядра
нормативной (историографической) исследовательской программы
26
.
В центре внимания методолога находится вопрос: почему именно эти
факты, а не другие, были выбраны в качестве предмета исследования? На
этот вопрос можно, ответить, исходя либо из «внутренней»
(интерналистской) теории рациональности, либо из внешних — социальных
— обстоятельств, сопряженных с формированием исторически
определенного корпуса знаний. В этом отношении наука Галилея
несопоставима с наукой Эйнштейна. В основе научного знания лежит не
всегда артикулированное мировоззрение, миф, в соответствии с которым
формируются теоретические постулаты и «позитивные эвристики»,
определяющие значимые темы исследования, корпус гипотез и
подтверждающих примеров. Вс¸ это охватывается понятием
«исследовательская программа», предложенным И. Лакатосом.
Исследовательская программа, состоящая из «жесткого ядра» и «защитного
пояса», обеспечивает относительную автономность научной теории как от
решающих экспериментов, так и от социальных обстоятельств
воспроизводства знания.
Когда Томас Кун предложил использовать понятие «парадигмы», он
имел в виду некую когнитивную модель, взаимодействующую с 
26
Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции //
Структура и развитие науки / Сост., вступ. ст. и общ. ред. Б.С. Грязнова и
В.Н. Садовского; Пер. с англ. А.Л. Никифорова. М.: Прогресс, 1978. С. 204
— 205.
24
Hosted by uCoz