Navigation bar
  Print document Start Previous page
 27 of 290 
Next page End  

Ежегодное собрание Американской социологической ассоциации,
состоявшееся в 1962г., перед Всемирным социологическим конгрессом в
Вашингтоне, было посвящено «применениям» социологии («The
uses
of
sociology»). Инициатором обсуждения этой темы был П. Лазарсфельд,
который рискнул включить социологов в число «людей, делающих
политику». В дискуссии о профессиональных ролях социолога на конгрессе
выступил Эверетт Хьюз. Свой доклад он назвал «Социология и
общественность». Хьюз напомнил дюркгеймовское понятие «вселенная
дискурса», соотносящееся с коллективными представлениями, для того,
чтобы кардинальным образом разделить профессиональный язык
социологии и профанный язык общественности. Социолог обязан владеть
первым — техническим — языком для общения с коллегами, обыденным
языком — для изучения «общественности» и, кроме того, ему нужен третий
язык — язык общественности, к которой он должен обращаться по поводу
применения результатов социологических исследований. «Поскольку мы
имеем дело с важными проблемами, люди ждут от нас чего-то важного, —
говорил Хьюз, — это большое искушение»
29
.
Научная социологическая методология являет собой некий идеальный
образец, и отличить ученого от идеолога довольно трудно Социальные роли
часто «переключаются» без особых затруднений. Однако одна важная черта
позволяет различить эти интеллектуальные роли. «Методология»
публициста, идеолога и пророка представляет собой личное дарование,
результат которого невозможно воспроизвести. Чтобы освоить
христианскую социологическую методологию отца Сергия Булгакова, нужно
быть отцом Сергием Булгаковым. Ясно, что, если социологи будут смотреть
на мир с позиций своего личного уникального опыта, они вряд ли придут к
единому мнению относительно предмета исследования, основных понятий и
измерений, техники сбора данных, процедуры анализа. Результат
исследования может быть воспроизведен при соблюдении стандартных
правил научного вывода — этот принцип отличает науку от творчества.
Можно ли написать второго «Дон Кихота», как это мечтал сделать
борхесовский Пьер Менар? Нет. Для этого нужно быть Сервантесом и
повторить его судьбу. А научная методология в числе своих
основополагающих «как?» диктует отстранение от личного дарования и
принятие технических, обезличенных норм производства знания. «Дон
Кихота» написать еще раз невозможно, а «Американского солдата» —
знаменитое исследование Самюэля Стауффера — повторить хотя и трудно,
но можно.
29
Hughes Е. Sociologists and the public // Hughes E. The Sociological Eye:
Selected papers. Chicago: Aldine, Atherton, 1971. P. 463.
27
Hosted by uCoz