Navigation bar
  Print document Start Previous page
 28 of 290 
Next page End  

Методологию социологического исследования сравнивают с
технологическим процессом на фабрике. Здесь не имеют значения ни
личные переживания, ни национальность, ни вероисповедание, ни пол, ни
возраст, ни что-либо подобное, но только умение производить знание по
правилам науки.
Если так, то научная идея представляет собой не любую сколь угодно
глубокую мысль, а вывод, к которому могли бы прийти ученые,
разделяющие исходные концептуализации и нормы исследования. Поэтому
научное знание безлично и принадлежит в конечном счете
профессиональному сообществу, иными словами, «группе компетентности».
Не случайно в научных работах принято писать: «Мы установили...», «Нами
доказано...». «Мы» — в данном случае не претензия на величие, а указание
на неразличимость своего «Я» в равнодушной всеобщности умозаключений.
Применительно к социологии данное требование кажется слишком
жестким. Действительно, социолог томистской ориентации придерживается
принципиально иных концептуализации и дискурсивных техник, чем
марксист, и их обоих не захочет понимать бихевиорист. Все они
представляют исключительный интерес для психоаналитика. Отсюда
следует, что для сохранения единства исследовательской программы
социологии имеет смысл хотя бы иногда отстраняться не только от пола, но
и от теоретических убеждений (в той мере, в какой убеждения переросли в
заинтересованность).
Что же остается? Остаются некоторые правила научного дискурса —
матрица значений, за пределами которой нельзя говорить о рассуждении и
понимании. Иногда эту матрицу называют научной парадигмой. Надо
сказать, что она не лучше и не хуже других способов познания мира —
чувственности, созерцания либо экзальтации. Просто наука не любит, когда
к ней примешивается инородное, и сама ни к чему не примешивается,
предпочитая независимость успеху.
Логические принципы научного исследования являются следствием
принятия профессионалом определенных этических обязательств — правил
получения и воспроизводства знания. Эти правила сводятся в
функционалистской школе социологии науки к понятиям универсализма,
общности, бескорыстия и организованного скептицизма. Н. Сторер
раскрывает содержание четырех мертоновских постулатов научного этоса
следующим образом: универсализм
это убеждение в том, что явления
природы повсюду одинаковы и истинность угверждений не зависит от
утверждающего; всеобщность предполагает, что знание является всеобщим
достоянием и доступ к нему открыт для всех; бескорыстие означает, что
ученый не должен использовать свои открытия для личной выгоды;
организованный скептицизм — это
28
Hosted by uCoz