Navigation bar
  Print document Start Previous page
 3 of 290 
Next page End  

В19б7г.на собрании Американской социологической ассоциации Пауль
Лазарсфельд делал доклад по методам измерения и остановился на мнимых
тривиальностях, в которых часто упрекают социологическую науку.
Известно, что солдаты с более высоким уровнем образования проявляли во
время войны больше психоневротических симптомов, чем их менее
образованные товарищи — психическая нестабильность интеллектуала не
требует особых доказательств. Южане лучше переносят жаркий климат
южных морей, чем северяне — это просто трюизм. Рядовые-белые больше
стремятся стать унтер-офицерами, чем рядовыенегры — отсутствие у негров
честолюбия вошло в поговорку. Во время войны солдаты сильнее
стремились вернуться домой, чем после капитуляции Германии, — нельзя
винить людей зато, что они не хотят быть убитыми. Самюэль Стауффер
потратил для получения этих выводов много сил и энергии. Не лучше ли
принимать их без доказательств и сразу переходить к более глубокому
уровню анализа?
Нa самом деле каждое из этих утверждений прямо противоположно
тому, что было обнаружено в действительности. Солдаты с низким уровнем
образования более невротичны, чем их более образованные товарищи;
южане не обнаружили по сравнению с северянами большей адаптации к
тропическому климату; негры больше стремились к повышению в
должности, чем белые¹. Действительно, суждения здравого смысла часто
оказываются ошибочными, но значит ли это, что социологическая
методология ставит социолога над миром повседневности?
Социология представляет собой профессиональный взгляд на мир
человеческих отношений, в котором социологи занимают те же места и
играют те же роли, что и все люди. Их знания, даже самые обширные, не
дают им права учить жить других людей, равно как не создают и
преимуществ в выборе личной судьбы. Профессиональное отношение
социологов к миру заключается в том, что они обязаны добывать знание в
соответствии с интеллектуальными, техническими и этическими нормами.
Методология выполняет в науке примерно такую же роль, как грамматика в
языке, культовое действие в религии или процессуальный кодекс в
доказывании вины. Если не соблюдены методологические нормы научного
исследования, вывод не может считаться дисциплинарно корректным.
Социолог не имеет права сказать: «Я так вижу». Он обязан аргументировать
свою идею. При этом ясно, что осведомленность в грамматике недостаточна
для того, чтобы быть поэтом, знаток литургии может быть равнодушен к
вере, а искушенность в процессуальных тонкостях обнаруживают не только
справедливые судьи. Так и в социологии: кроме методологической техники,
социолог должен обладать призванием к своему ремеслу. Эти требования не
всегда удается совместить, и, бывает, призвание хочет вырваться из-под
диктата методологических норм и творить свободно. Основная идея
«Лекции» заключается в том, что социологическое исследование должно
Hosted by uCoz