Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 290 
Next page End  

мер, обсуждение вопроса о роли личных знакомств при приеме на работу
имеет преимущественно житейский характер, если речь идет о судьбе
научного сотрудника. Этот же вопрос становится научной проблемой при
проверке теории о более существенном влиянии «партикуляристских»
критериев (в том числе личных знакомств) при приеме на работу в
социальных дисциплинах, чем в химии и биологии¹.
Интерпретация проблемы в контексте теории — необходимое, но
недостаточное условие ее научности. Сама теория должна быть более или
менее научной. Далеко не каждая глубокая теоретическая идея признается
научной. Соответственно поставленные в ее контексте вопросы не
проблематизируются в нормальной науке. Во-первых, не считаются
научными проблемы, поставленные в контексте неопровержимых идей,
имеющих характер абсолютных истин. Например, просветительская идея о
высших добродетелях угнетенных и освободительной миссии пролетариата
не содержит решаемых научных проблем. Речь идет о проблемах, которые
нельзя решать, а не о тех, которые пока невозможно решить. Таким образом,
нерешаемые проблемы следует отличать от нерешенных проблем. Во-
вторых, не проблематизируются противоречивые теоретические идеи.
«Внутри земного шара находится еще один шар, размерами больше первого»
— это предположение не подтверждается и не опровергается. В-третьих, не
проблематизируются единичные суждения. В качестве научной проблемы
могут рассматриваться только генерализации. Суждения о единичных
событиях — не более, чем материал, из которого складываются
обобщающие умозаключения. Например, в качестве одного из результатов
исследования демократических движений в России фигурирует
высказывание Марианны С.: «Демократическое движение у нас основано на
нравственной позиции, но никак не на программе». Здесь содержится
исключительно интересная гипотеза, однако позиция Марианны С., равно
как и любые единичные факты, не может быть превращена в проблему. И
сама Марианна не представляет никакого интереса, по крайней мере для
специалиста по массовым движениям. Он мыслит в масштабах сотен и тысяч
«Марианн», организованных в статистические таблицы.
Среди типичных ошибок при определении проблемы исследования
чаще всего встречается указание на одну из сфер социальной жизни,
которую автор предполагает изучить, либо апеллирует к грандиозным целям
общественного прогресса. «Пути
модернизации
общества», «Факторы
стабильности семьи», «Борьба с преступностью» — 
1
Hargens L. Patterns of mobility of new PhD'samong American academic
institutions // Sociology of education. 1969. Vol. 42. No.l. P. 18—37.
34
Hosted by uCoz